Основные теории происхождения государства:
- теологическая (Ф. Аквинский);
- патриархальная (Аристотель, Конфуций);
- договорная (Д. Локк, Ж. Руссо);
- насилия (Гумплович);
- психологическая;
- материалистическая (Вебер, представители марксизма-ленинизма).
Теологическая теория происхождения государства
Объясняла возникновение государства и права в результате божественной воли (еще в Древнем Египте и Вавилоне).
В силу занимаемого положения и влияния духовенству удавалось оказывать значительное влияние на формирование соответствующего общественного мнения.
Представители: Ф. Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф.
Учения о божественном сотворении мира - креационизм. Полностью отрицает процесс эволюции и естественного отбора. Наибольшее признание в период становления и развития феодализма.
Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, это вопрос веры.
Патриархальная теория происхождения государства
Возникла в древности. Основатель – Аристотель, однако, подобные идеи высказывались Г. Мэмом, Д. Мэрдоком, Н. К. Михайловским (19 век).
Суть данной теории: государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи. Глава семьи становится главой государства – монархом. Его власть, таким образом, - это продолжение власти отца.
Аристотель считал, что государство является не только продуктом естественного развития, но и высшей формой человеческого общения (семьи, селения). В средние века эта теория служила обоснованием абсолютной («отеческой») власти монарха.
Положение этой теории развивал и Конфуций (Китай).
Н. К. Михайловский, предлагая устранять из жизни все безнравственное, вредное и неразумное по отношению к человеку, считал такое возможным только в обществе, построенном по типу семейных отношений.
В современных условиях патриархальная теория с ее положениями семейственности в отношениях отражена в идее государственного материализма - возложения на государство обязанностей по выполнению общественно полезных функций. Это выражается в решении социальных вопросов.
Договорная теория (теория общественного договора)
Объясняет происхождение государства посредством общественного договора, рассматриваемого как результат разумной воли народа, на основе которой произошло добровольное объединение людей с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.
Поэтому, государство рассматривается как искусственное произведение сознательной воли людей, стремящихся таким способом более эффективно обеспечить принадлежащие им свободы и порядок в обществе.
Ее отдельные положения разрабатывались еще в 5-6 веках до нашей эры софистами в Древней Греции.
Согласно этой теории в процессе развития человечества, права одних людей входят в противоречие с правами других людей, нарушается порядок. Возникает насилие. Для обеспечения нормальной жизни люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.
Основой теории общественного договора является положение о том, что этапу возникновения государства предшествовал период естественного состояния человека.
Два вида права:
- естественное – предшествовало появлению общества и государства (принадлежит человеку от рождения);
- позитивное – возникает с государством, формируется им и является логическим продолжением естественного права в реальных условиях.
Теория общественного договора критикуется по нескольким положениям:
М. Коркунов: договорные начала приводят к крайне индивидуалистическому пониманию общественной жизни, общественный порядок является всецело определяемым произволом отдельных личностей (а не наоборот).
Г. Шершеневич: сторонники механического представления редко становились на точку зрения исторической действительности.
Природное равенство людей – основание и возможность для мирного сосуществования между собой. Возникшие права и обязанности были основаны на принципах справедливости и милосердия.
Базовые естественные права – право на жизнь, свободу, собственность.
Для лучшей защиты своей собственности (жизни и т. д.) люди посчитали необходимым объединиться в государство, передав ему часть своих полномочий.
Переданная отдельным человеком обществу власть не сможет вернуться к нему до тех пор, пока существует это общество.
Но власть может передаваться на временной основе конкретному человеку или группе лиц.
Власть: законодательная, исполнительная, федеративная.
Изначально присущие людям свобода и равенство были нарушены с появлением частной собственности. Общественное соглашение может состоять из двух частей:
- условия объединения людей в один единый народ (суверен);
- конкретная форма государственного правления.
Люди могут создавать такую форму ассоциации, которая при необходимости способна защитить личность и имущество каждого из членов ассоциации.
Власть: законодательная, исполнительная.
Естественный состав человечества вне государства – «состояние войны всех против всех». В догосударственном строе в принципе каждый имеет неограниченное право на все.
Однако в силу разумного начала человек сам определил естественные законы, запрещающие совершение определенных действий, носящих пагубный характер для него лично и для окружающих.
Гарантом соблюдения этих и других законов является государство (общая власть), которая может формироваться на основе договора, иметь право требовать и при необходимости применять силу в целях достижения общего блага.
Требования Т. Гоббса к качеству и легитимности законов:
-
- закон есть закон лишь для тех, кто способен его понимать;
- закон является законом того лица, кто осуществляет юрисдикцию с его помощью, а не обязательно того, кто его создал;
- закон не может считаться законом, если не известен человек, его установивший или санкционизирующий;
- все законы нуждаются в толковании, а содержание толкования зависит от верховной власти и может осуществляться специальными судьями.
Различал 3 формы государства:
- демократия;
- аристократия;
- монархия;
- (олигархию рассматривал лишь условно).
Теория насилия
Принадлежит к числу относительно новых теорий. Однако, идейные предпосылки зародились лишь в эпоху рабовладения.
Как самостоятельное учение возникла в 19 веке. Л. Гумплович, К. Каутскиий, Е. Дюринг.
На этом этапе первоначального формирования они объясняли возникновение государства и права факторами военно-политического характера, то есть завоевание одного племени другим. В этой связи для подавления порабощенного племени создается государство и принимаются законы.
Однако, государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще существует юридически запрещенное неравенство между победителями и побежденными.
Фактор насилия рассматривался и с точки зрения противопоставления интересов между различными слоями общества – внутреннее насилие, влекущее за собой начало гражданской войны (революции).
Насилие рассматривается не как некое ограниченное и локальное, а как глобальное и естественное явление. Оно порождает определенные социально-экономические последствия (рабство, частная собственность, изменение государственного строя). Абсолютизируя роль насилия, эта теория не учитывает того, что многие государства и правовые системы создают и развиваются не только в результате завоеваний или революций.
В целом, насилие как причина возникновения государств носит вторичный характер. Однако, в определенные периоды может стать доминирующей (ВОВ, 2МВ – социальные государства в Европе).
Е. Дюринг:
Основа общественного развития – политические отношения (экономические – производные от политики).
В качестве доказательства: в интересах нормального развития любое решение общества может приниматься большинством голосов. Меньшинство обязано подчиняться большинству.
Возникновение права собственности, классов и самого государства – рост насилия одной части над другой.
Л. Гумплович, К. Каутский:
Государство возникает в результате завоевания одного племени другим – рабство – частная собственность, классы.
Насилие – это глобальное и естественное явление, порождающее единство интересов победителей и побежденных, правящих и управляемых. Эти функции влекут за собой необходимость решения новых социально-экономических вопросов – дальнейшее развитие по пути демократии.
Психологическая теория происхождения государства
Г. Тард, Л. И. Петражицкий (1867-1931).
Возникла в середине 19 века, объясняла появление государства и права через свойства человеческой психики, то есть потребностью подчиняться и быть зависимым от элиты.
Народ – пассивная и инертная масса, ищущая подчинения.
Общество и государство – сумма психических взаимодействий людей и их различных объединений.
Человечеству присуща психологическая потребность жить в рамках организованного сообщества, а также в необходимости коллективного взаимодействия.
Л. И. Петражицкий:
Право предназначено выполнять две общественно значимые функции:
-
- распределительную (наделение граждан материальными и идеальными благами в виде неприкосновенности людей, свободы слова и свободы собственности);
- организационную (наделение определенных категорий субъектов права властными полномочиями).
Материалистическая теория
Представителем данной теории является М. Вебер. По мнению сторонников данной теории пПервостепенное значение для развития экономики, а, следовательно, и для появления государственности, имели три крупных разделения труда и связанное с ними совершенствование орудий труда. Рост производительности труда привел к возникновению избыточного продукта, и, в конечном счете, к возникновению различных форм собственности: коллективной и частной. Важнейшим последствием появления частной собственности выступает выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов.
К представителям материалистической теории происхождения государства обычно относят и К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Они объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами. "Государство есть продукт и проявление непримиримых классовых противоречий", - основная формула марксистской теории.
Таким образом, согласно материалистической теории, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как единого целого. Однако государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс появления государственности влияли также и другие, не менее важные факторы.
В данной теории весьма заметно увлечение экономическим детерминизмом и классовыми антагонизмами при одновременной недооценке национальных, религиозных, психологических, военно-политических и иных причин, влияющих на процесс происхождения государственности. Поэтому данная теория является наиболее предпочтительной при учете положений других теорий.