Декларация прав человека и гражданина 1789 г.

По замыслу авторов Декларация представляет собой свод общепризнанных прав и свобод, изложенных в торжественной форме от имени представителей французского народа, озабоченных выработкой нового общественного устройства.

По своему содержа­нию Декларация есть торжественное провозглашение некоего пе­речня естественных прав человека, принадлежащих ему по при­роде в силу рождения и потому неотъемлемых и священных (бе­зусловно почитаемых).

Права гражданина связаны с принадлежно­стью человека к государственной организации, именуемой в тексте политической ассоциацией (политическим союзом).

Сам жанр торжественного провозглашения прав и свобод не был новым в истории: достаточно вспомнить Великую хартию воль­ностей 1215 г., Билль прав 1689 г. (напомним, что первоначальное его название — Декларация прав) или Декларацию независимос­ти США 1776 г. с ее перечнем естественных и неотчуждаемых прав (жизнь, свобода, обретение счастья).

Особенностью французской Декларации стало намерение создателей сделать ее частью пись­менной конституции страны.

Принятая Декларация прав человека и гражданина состоит из преамбулы и 17 статей, напоминающих христианские заповеди и отчасти конкурирующих с ними.

О практическом назначении Дек­ларации говорится в преамбуле:

  • она напоминает согражданам, что "лишь невежество, забвение прав человека и пренебрежение к ним являются единствен­ными причинами общественных бедствий";
  • отныне Декларация будет неизменно пребывать перед взо­рами всех членов общественного союза и постоянно напоминать им их права и обязанности;
  • действия законодательной или исполнительной властей могут теперь быть "ежеминутно сравниваемы с целью всякого поли­тического установления" и благодаря такой процедуре станут "бо­лее уважаемы";
  • требования граждан будут теперь основываться "на простых и бесспорных принципах" и всегда будут обращены к "поддержа­нию конституции и к общему благу".

 

Таким стал обдуманный и взвешенный ответ на весьма акту­альный вопрос, зачем нужны законы и программные заявления о них в новом общественном и политическом союзе. Все это лишь частично сопоставимо с аналогичным декларированием целей от­дельных законоустановлений — от Законов Хаммурапи до Вели­кой хартии вольностей, и в этом своеобразие данного документа периода Французской революции.

Права и свободы разделены:

  1. права человека;
  2. права граж­данина.

 

Эти права и свободы тесно связаны с принадлежностью всей верховной власти нации как совокупности граждан, как поли­тической ассоциации граждан. Ограничением прав являются требо­вания закона, который есть выражение общей воли.

Права человека (естественные права человека) включают сво­боду, равенство, собственность, безопасность и сопротивление уг­нетению. Позднее в ст. 17 говорилось, что право собственно­сти является "священным и неприкосновенным". Это обстоятель­ство дало основание одному из составителей Декларации, депута­ту Мунье, подчеркнуть известное рассогласование между правом на равенство и правом собственности в стране, где имеется "не­исчислимое множество людей без собственности". Однако компен­сацию этого неравенства он видел в равном праве на свободу.

Права гражданина основаны на правах человека и на верхо­венстве власти народа (по отношению к полномочиям и действиям властей законодательной, исполнительной и судебной). Они включают перечень гражданских свобод вместе с их законными предпосылками (ст. 4-6, 10-11) и законными гарантиями (ст. 7-9), а также перечень гарантий участия в политическом управле­нии (ст. 12-16).

Далее делается уточнение о характере запретов: "Закон может воспрещать лишь деяния, вредные для общества. Все то, что не воспрещено законом, то дозволено, и никто не может быть при­нужден к действию, не предписываемому законом" (ст. 5). Здесь все ясно с назначением законов в деле обеспечения пользования правами человека, но не вполне ясно содержание вреда, который может быть причинен другому или другим. Закон определяется как "выражение общей воли", поэтому все граждане сами или через представителей могут участвовать в его образовании. "Поскольку все граждане равны перед законом, то им открыт в равной мере доступ ко всем общественным должностям, местам и службам в за­висимости от их способностей; единственным отличием при равен­стве могут быть достоинства и талант" (ст. 6).

Из конкретных политических свобод указана свобода выраже­ния мнений, с уточнением: "даже религиозных" и с оговоркой, если она не нарушает общественный порядок, установленный Законом (ст. 10). Далее уточнялось, что "свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека" (т.е. право это одновременно пребывает в пользовании и человека, и граждани­на) и что ограничение в пользовании им устанавливает Закон, который запрещает "злоупотребление этой свободой" (ст. 11).

Законными гарантиями прав гражданина обеспечивается не­прикосновенность, достойное обращение и безопасность граждани­на. "Человека можно обвинить, арестовать или задержать лишь в установленных Законом случаях и в предписанной форме. Тот, кто самовольно издает приказы или требует выполнять их, должен быть наказан." (ст. 7). "Закон должен устанавливать только безус­ловные и очевидно необходимые наказания. Никто не может быть наказан по Закону, который не был издан и введен в действие перед совершением преступления" (ст. 8). "Поскольку каждый че­ловек считается невиновным, пока не доказана его вина, в тех случаях, когда необходим его арест, с арестованным не имеют права обращаться жестоко" (ст. 9). Последняя статья содержит формулу презумпции (предположения) невиновности человека до вынесения ему судебного обвинительного приговора.

И наконец, группа статей, которую французский конституци­оналист Ж. Ведель называет "малым кодексом политического бы­тия". "Обеспечение прав человека и гражданина требует публич­ной власти, которая используется к выгоде всех, а не к пользе тех, кому она доверена" (ст. 12). "Для содержания публичной власти и для расходов по управлению необходим общий вклад; он должен быть распределен между гражданами сообразно их состоянию" (ст. 13). "Граждане имеют право сами или через своих представителей констатировать необходимость публичного обложения, свободно давать согласие на его введение, следить за расходованием и определять его долевой размер, сумму, подлежа­щую обложению, порядок и продолжительность взимания" (ст. 14). "Общество имеет право требовать отчета от каждого публичного должностного лица о его служебно-административной деятельно­сти" (ст. 15). "Общество, в котором не утвердилась гарантия прав и не установлено обособление властей, не имеет никакой конституции" (ст. 16).

В Декларации воплотились многие идеи французских просве­тителей, живших и творивших незадолго до этих событий. Напри­мер, идеи о верховенстве власти народа, о законе как общей воле и священности права собственности восходят к Ж. Ж. Руссо (1712- 1778).
Идея о важной роли обособления ветвей власти в деле обес­печения необходимых условий для пользования политической сво­бодой граждан всецело принадлежит Ш. Монтескье (1689-1755).

В то же время правопонимание населения и даже просвещенных сословий этой поры было не всегда адекватно состоянию законодатель­ной техники и не лишено противоречивости. Многие положения Дек­ларации и последующих установлений навеяны текстами и формулами из наказов населения разных городов и областей страны, направлен­ных членам Генеральных штатов и всему составу этого собрания.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий