Ранее принцип обязательного доарбитражного урегулирования споров входил в состав принципов арбитражного процесса (см. Арбитражный процесс в СССР / Под ред. А.А. Добровольского. С. 64-67).
В настоящее время обязательный досудебный порядок урегулирования экономических споров утратил свою роль принципа. Соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора требуется только тогда, когда оно предусмотрено договором между сторонами или отдельными федеральными законами (ч. 5 ст. 4 АПК РФ).
Доарбитражное урегулирование споров представляет собой систему мер, направленных на непосредственное разрешение возникшего конфликта до обращения в арбитражный суд.
Такое урегулирование предполагает:
- предъявление претензии и иных требований контрагенту,
- рассмотрение и добровольное удовлетворение требований стороны, предъявившей претензию, в случае ее законности и обоснованности.
Досудебный порядок урегулирования спора не является обязательным для всех категорий споров. Ст. 4 АПК РФ предусматривает: если для определенной категории споров федеральным законом установлен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка. Если факт несоблюдения претензионного порядка будет установлен в процессе рассмотрения дела в суде, то исковое заявление будет оставлено без рассмотрения (ст. 148 АПК РФ).
Так, досудебный порядок урегулирования споров предусмотрен, в частности:
- Кодексом торгового мореплавания РФ от 30.04.99.
- Воздушным кодексом РФ от 19.03.97.
- ФЗ «Транспортный Устав железных дорог РФ» от 08.01.98.
- ФЗ «О связи» от 16.02.95 и др.
Претензия предъявляется в письменной форме. В ней указывается:
- требование заявителя,
- сумма претензии, ее обоснованный расчет,
- обстоятельства, на которых основывается требование,
- подтверждающие их доказательства, а также
- ссылки на соответствующее законодательство.
Организация, которой адресована претензия, должна сообщить заявителю о результатах ее рассмотрения в письменной форме. При полном или частичном удовлетворении претензии в ответе указываются признанные суммы.
Отказ в удовлетворении претензии должен быть обоснован.
Если получен отказ или нет ответа в течение определенного законом или договором срока, то заявитель имеет право обратиться в арбитражный суд, приложив копию претензии и документ, подтверждающий факт ее получения контрагентом.