Экономическая безопасность и кризисные явления

Кризис (от греч. krisis - решение, поворотный пункт) - тяжелое переходное состояние к.-л. процесса, соц. института, сферы общества (духовный К., политический К., экон. К.) или общества в целом.

Кризис должен рассматриваться как сложное, комплексное явление, охватывающее всю систему. Он представляет собой полиструктурное и полифункциональное образование. В качестве его важнейших характеристик выступают:

    1. сфера проявления,
    2. масштабы, степень охвата объекта и субъекта управления,
    3. характер поражения всей системы.

Кризис дает сигнал об опасности для дальнейшего развития системы в определенном направлении, о необходимости принятия конкретных мер, для снятия назревших противоречий.

Экономический кризис вызывается целой группой причин и может быть следующих видов (Управление персоналом: энциклопедия / Под ред. проф. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА - М, 2009,- стр.202):

    • кризис перепроизводства - в результате относительного перепроизводства товаров, не находящих сбыта вследствие ограниченности платежеспособного спроса населения;
    • структурный - в результате несоответствия между существующими экономическими механизмами и условиями хозяйственной деятельности».

Структурный (системный) кризис, потрясший Россию в 90-ые годы XX столетия, однозначно показал - проблематика кризисных явлений, если ее не учитывать в своей деятельности, рано или поздно проявит себя, даст знать громадными ущербами, невосполнимыми потерями и негативными последствиями.

Системные кризисы потрясают всё «тело» экономической безопасности.

 

 


Экономическая безопасность организации

(справедливо и для государства в целом, с небольшими корректировками)

 

Экономическая безопасность организации (в условиях товарной экономики) предусматривает при работе с кризисными явлениями:

    1. создание единой системы подготовки управленческих кадров (тренинг центров, программ повышения квалификации) (текущая, повседневная задача);
    2. разработку идеологии (т.е. ЧТО и КАК?);
    3. кадровую политику (т.е. КТО?), которая учитывает такие показатели, как изменение профиля организации, миграцию рабочей силы, демографические и социально-политические особенности регионов или городов, где находится данное предприятие;
    4. создание стандартных схем контроля и отчетности (т.е. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ------ УПРАВЛЯЮЩЕЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ через корректировку идеологии).

Любая организация мира в различные периоды существования проходит через кризисы развития. В широком смысле это процесс, который ставит под угрозу существование организации.

Как показывает практика, о возникновении кризиса свидетельствует множество симптомов:

    • снижение доходов от реализации продукции (работ или услуг),
    • снижение других показателей финансово-хозяйственной деятельности организации.

Сама возможность кризиса определяется рискованным развитием любой организации, которая существует всегда.

Практика показывает, что кризисы в организации отражают:

    1. собственные циклы развития организации,
    2. связаны с циклическим развитием всей социально-экономической системы.

Таким образом, функционирование и развитие любой организации происходит циклически. Эти циклы могут переплетаться, накладываться друг на друга или отличаться различными фазами. В процессе развития организации происходит чередование «эволюционных» этапов, на которых происходит количественное изменение параметров деятельности, и «революционных» этапов качественного усложнения структуры, качественных скачков, самоорганизации, поднимающей системы вверх по оси сложности.

Рост производства продолжается до некоторого момента, пока возможности не оказываются исчерпанными. Дальнейшее увеличение затрат на ресурсы приводит к снижению эффективности, падению производства. В этой точке происходит качественная перестройка системы – скачком возникает более сложная структура, обеспечивающая резкое повышение эффективности производства. На все последующие кризисные моменты система «организация» отвечает самопроизвольным переходом к более сложным структурам с большей эффективностью производства.

Создание антикризисного управления

Понятие "антикризисное управление" трактуется (см. например, Кирсанов К.А., Попов С.А., Антикризисное управление: Учебное пособие. - М.:МАЭП ИИК «Калита», «Собрание», 1999. - 144с.) как совокупность мер:

    1. по предупреждению возникновения кризисов;
    2. минимизации ущербов от протекания кризисных процессов (в случае, если кризис не удалось ликвидировать);
    3. ликвидации последствий реализации кризисных явлений.

Необходимо различать антикризисное управление и кризис-менеджмент.

Если антикризисное управление направлено, прежде всего, на создание и проведение политики предупреждения кризисов в организации (другими словами соблюдение условий сохранения экономической безопасности), то кризис менеджмент представляет собой разработку таких технологий, которые

    1. приведут конкурента или конкурентов к кризисным ситуациям (задача максимум) или
    2. позволят получить полную и достоверную информацию об особенностях развития конкурента (задача минимум).

Другими словами кризис менеджмент- это нарушение, и как можно более глубокое, условий сохранения экономической безопасности конкурентов.

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).