Договорная теория (теория общественного договора) объясняет происхождение государства посредством общественного договора, рассматриваемого как результат разумной воли народа, на основе которой произошло добровольное объединение людей с целью лучшего обеспечения свободы и взаимных интересов.
Поэтому, государство рассматривается как искусственное произведение сознательной воли людей, стремящихся таким способом более эффективно обеспечить принадлежащие им свободы и порядок в обществе.
Ее отдельные положения разрабатывались еще в 5-6 веках до нашей эры софистами в Древней Греции.
Согласно этой теории в процессе развития человечества:
права одних людей входят в противоречие с правами других людей - нарушается порядок - возникает насилие - для обеспечения нормальной жизни люди заключают между собой договор о создании государства, добровольно передавая ему часть своих прав.
Основой теории общественного договора является положение о том, что этапу возникновения государства предшествовал период естественного состояния человека.
Два вида права:
- естественное – предшествовало появлению общества и государства (принадлежит человеку от рождения);
- позитивное – возникает с государством, формируется им и является логическим продолжением естественного права в реальных условиях.
Теория общественного договора критикуется по нескольким положениям:
М. Коркунов: договорные начала приводят к крайне индивидуалистическому пониманию общественной жизни, общественный порядок является всецело определяемым произволом отдельных личностей (а не наоборот).
Г. Шершеневич: сторонники механического представления редко становились на точку зрения исторической действительности.
Природное равенство людей – основание и возможность для мирного сосуществования между собой. Возникшие права и обязанности были основаны на принципах справедливости и милосердия.
Базовые естественные права – право на жизнь, свободу, собственность.
Для лучшей защиты своей собственности (жизни и т. д.) люди посчитали необходимым объединиться в государство, передав ему часть своих полномочий.
Переданная отдельным человеком обществу власть не сможет вернуться к нему до тех пор, пока существует это общество.
Но власть может передаваться на временной основе конкретному человеку или группе лиц.
Власть: законодательная, исполнительная, федеративная.
Изначально присущие людям свобода и равенство были нарушены с появлением частной собственности. Общественное соглашение может состоять из двух частей:
- условия объединения людей в один единый народ (суверен);
- конкретная форма государственного правления.
Люди могут создавать такую форму ассоциации, которая при необходимости способна защитить личность и имущество каждого из членов ассоциации.
Власть: законодательная, исполнительная.
Естественный состав человечества вне государства – «состояние войны всех против всех». В догосударственном строе в принципе каждый имеет неограниченное право на все.
Однако в силу разумного начала человек сам определил естественные законы, запрещающие совершение определенных действий, носящих палубный характер для него лично и для окружающих.
Гарантом соблюдения этих и других законов является государство (общая власть), которая может формироваться на основе договора, иметь право требовать и при необходимости применять силу в целях достижения общего блага.
Требования Т. Гоббса к качеству и легитимности законов:
- закон есть закон лишь для тех, кто способен его понимать;
- закон является законом того лица, кто осуществляет юрисдикцию с его помощью, а не обязательно того, кто его создал;
- закон не может считаться законом, если не известен человек, его установивший или санкционизирующий;
- все законы нуждаются в толковании, а содержание толкования зависит от верховной власти и может осуществляться специальными судьями.
Различал 3 формы государства:
- демократия;
- аристократия;
- монархия;
- (олигархию рассматривал лишь условно).