Государственная экологическая экспертиза

Понятие государственной экологической экспертизы

Экологическая экспертиза - это установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду (ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе").

Принципы экологической экспертизы

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

  1. презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
  2. обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
  3. комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
  4. обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
  5. достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
  6. независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
  7. научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
  8. гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
  9. ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

Хотя экологическая экспертиза основывается на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в Федеральном законе "Об экологической экспертизе" установлен перечень объектов государственной экологической экспертизы, проводимой как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (ст. 10 ФЗ).

Объекты государственной экологической экспертизы

Объекты государственной экологической экспертизы перечислены в ст. 11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

Государственная экологическая экспертиза объектов регионального уровня проводится органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Федеральным законом от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и иными нормативными правовыми актами РФ.

Объекты государственной экологической экспертизы федерального уровня:

  1. проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти РФ;
  2. проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  3. проекты соглашений о разделе продукции;
  4. материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в области использования атомной энергии;
  5. проекты технической документации на новые технику, технологию, новые вещества, использование (поступление) которых может оказать воздействие на окружающую среду;
  6. материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации;
  7. объекты государственной экологической экспертизы, указанные:
    • в ФЗ от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации";
    • в ФЗ от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации";
    • в ФЗ от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
  8. проектная документация:
    • объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;
    • объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности;
    • искусственных земельных участков, создание которых предполагается осуществлять на водных объектах, находящихся в собственности Российской Федерации;
    • объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории, за исключением проектной документации буровых скважин, создаваемых на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для регионального геологического изучения, геологического изучения, разведки и добычи нефти и природного газа;
  9. проект ликвидации горных выработок с использованием отходов производства черных металлов IV и V классов опасности;
  10. материалы обоснования комплексного экологического разрешения, разрабатываемые в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, в случае, если указанные материалы не содержат информацию о наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проведенной в отношении объектов, указанных в подпункте 7.5 настоящей статьи;
  11. объект государственной экологической экспертизы, указанный в ст. 11 ФЗ и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
    • доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
    • реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
    • истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
    • внесения изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня:

  1. проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ;
  2. проекты целевых программ субъектов РФ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;
  3. проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подп. 7.1 ст. 11 настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ;
  4. объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
    • доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
    • реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
    • истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
    • внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы

Порядок проведения государственной экологической экспертизы регулируется:

  1. Федеральным законом от 23.11.1995 N174-ФЗ "Об экологической экспертизе";
  2. Положением о порядке проведения государственной экологической экспертизы (утв. постановлением Правительства РФ от 11.06.1996 N698);
  3. Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня (утв. приказом Минприроды России от 06.05.2014 N 204, зарег. в Минюсте России 07.10.2014 N 34257).

Порядок проведения государственной экологической экспертизы в общем случае включает:

  1. Представление заявления и материалов в специально уполномоченные федеральные органы в области экологической экспертизы или их территориальные органы на уровне субъектов РФ, их прием (проверка полноты и достаточности) и регистрация. Государственная экологическая экспертиза проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям Федерального закона и установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе представляемых материалов.
  2. Рассмотрение заявления и представленных материалов. Ответственный исполнитель, получив зарегистрированные заявление и материалы заявителя, осуществляет проверку комплектности материалов, являющихся объектом государственной экологической экспертизы.
  3. Формирование и направление межведомственных запросов, необходимых для предоставления государственной услуги.
  4. Проведение государственной экологической экспертизы экспертной комиссией:
    • проведение организационного заседания;
    • подготовка и рассмотрение индивидуальных и групповых (при наличии экспертных групп) экспертных заключений
    • составление проекта заключения экспертной комиссии на основании индивидуальных и групповых экспертных заключений;
    • обсуждение проекта заключения экспертной комиссии;
    • подписание и утверждение заключения экспертной комиссии.
  5. Выдача заключения государственной экологической экспертизы, утвержденного приказом Росприроднадзора (территориального органа Росприроднадзора).

Наиболее значимой характеристикой государственной экологической экспертизы с учетом ее места в механизме принятия решения является обязательность ее заключений.

Обязательность заключений - фактор, определяющий высокую потенциальную эффективность государственной экологической экспертизы как главного средства обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия решения.

Юридическая сила экспертного заключения выражена в законе словами: "Положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы". Это означает, что без положительного заключения запрещается реализация проекта и запрещается финансирование соответствующих работ.

Согласно Закону "Об экологической экспертизе" заключение государственной экологической экспертизы может быть оспорено в судебном порядке (п. 8 ст. 18).

0.5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).