Государственная пошлина в арбитражном процессе

См. также Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах"

Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах"

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157800/
© КонсультантПлюс, 1992-2014

Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах"

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157800/
© КонсультантПлюс, 1992-2014

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
Постановление Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах"

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_157800/
© КонсультантПлюс, 1992-2014

Понятие государственной пошлины

Государственная пошлина (cт. 333.16, 333.17 НК РФ) - это фе­деральный сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного само­управления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местно­го самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юриди­чески значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК (кроме действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ), в том числе при обращении в арбитражные и другие суды.

Характерные черты государствен­ной пошлины:

    • обязательный и возмездный характер, так как она выступает в качестве обязательной компенсации за оказание юридическим и физическим лицам конкретных государственных услуг;
    • определенный регулятивный характер, так как она выступает в качестве особого инструмента для  управления спросом и предложением на государственные услуги;
    • фискальный характер, так как она обеспечивает бюджетам оп­ределенный доход от установления монополии государства на отдельные виды услуг;
    • учитывается в составе налоговых доходов бюджетов различных уровней.

Таким образом,

    1. государственная пошлина имеет индивидуально возмездную природу,
    2. ее уплата является одним из оснований для осуществ­ления указанными выше органами и должностными лицами соот­ветствующих юридически значимых действий, в которых нуждаются плательщики пошлины.

Размеры государственной пошлины определяются в зависимости от ее вида:

    • пропорциональная (взыскивается в зависимости от цены иска);
    • простая (ее размер фиксирован в законе);
    • смешанная (исчисляется и взимается как в фиксированном размере, так и от цены иска).

Государственную пошлину уплачивает заявитель до подачи искового заявления, заявления или жалобы. Ее размер самостоятельно исчисляется заявителем. При этом под ценой иска понимается стоимость истребуемого имущества, взыскиваемых денежных средств или иного права, имеющего стоимостное выражение.

По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в  размерах согласно п. 1 ст. 333.21 НК РФ.

Порядок уплаты государственной пошлины

Ст. 333.22 НК РФ устанавливает следующие особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды:

    1. при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера;
    2. цена иска определяется истцом, а в случае неправильного указания цены иска - арбитражным судом; в цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты;
    3. при увеличении истцом размера исковых требований недостающая сумма государственной пошлины доплачивается в соответствии с увеличенной ценой иска в срок, установленный п. 1 ст. 333.18 НК РФ;
    4. при уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной государственной пошлины возвращается в порядке, предусмотренном ст. 333.40 НК РФ;
    5. цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется исходя из суммы всех требований;
    6. в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, она уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований;
    7. при подаче заявлений о возврате (возмещении) из бюджета денежных средств государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой денежной суммы в размерах, установленных п. 1 ст. 333.21 НК РФ;
    8. при подаче заявлений о пересмотре в порядке надзора судебных актов при условии, что судебные акты не были обжалованы в кассационной инстанции.

Арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе

    • освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо
    • уменьшить ее размер, а также
    • отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном ст. 333.41 НК РФ.

Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины, а также льготы по её уплате установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Возврат государственной пошлины при возвращении (отказе в принятии) искового заявления

Согласно Письму ФНС России от 23.10.2017 N ГД-4-8/21383 "О направлении для использования в работе" Новое в российском законодательстве (ежедневно) от 03.11.2017 возврат государственной пошлины в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ должен осуществляться на основании определения суда об отказе в принятии, либо о возвращении искового заявления в том случае, если в самом определении есть соответствующее указание и решение принято судом на основании положений АПК РФ и КАС РФ.

Это связано с тем, что в соответствующих кодексах (АПК РФ и КАС РФ) есть прямое указание на то, что в определении должны быть указаны основания для отказа в принятии (возвращении) заявления, а также решен вопрос о возврате государственной пошлины.

В ГПК РФ не содержится специального регулирования возврата государственной пошлины, в связи с чем при возвращении или отказе в принятии искового заявления в соответствии с ГПК РФ государственная пошлина подлежит возврату независимо от наличия указания об этом в определении суда.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).