Государство, право и религия

Возможный план ответа:

    1. понятия государства, права, религии;
    2. взаимосвязь государства и права;
    3. религия как источник моральных, нравственных норм для права, а также  "проводник" легитимации государственной власти.

 


Государство - это выделившаяся из общества политическая организация суверенной публичной власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории. Государство является формой существования общества.

Право - это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений, которой присущи

    • нормативность,
    • формальная определенность в официальных источниках и
    • обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Религия — это вера в сверхъестественное существо, в бога. Это совокупность взглядов, идей, представлений на природу, общество и самого человека (мировоззрение) и совокупность правил поведения по отношению к богу, природе и другим людям, основанных на религиозном мировоззрении.


С появлением мировых религий — христианства, ислама, буддизма — власть духовная, религиозная институционализируется в церкви — организации сложной, разветвленной, централизованной. Взаимоотношения государства и церкви на протяжении тысячелетий сложны и многообразны. Поэтому ти­пизация этих отношений весьма сложна и затруднительна. Однако путем определенного упрощения, огрубления, схема­тизации этих отношений можно наметить основные их типы.

Прежде всего следует отметить, что любая власть должна иметь свой источник, свою опору:

    • власть республиканская видит свой источник в обществе, в народе, ибо это власть выборная;
    • власть монархическая, которая устанавливается на иных основаниях (наследование, переворот, свержение пред­шественника и т. п.), нуждается в своей легитимации, оправдании своего существования, и на помощь ей приходит религия.

Поэтому наиболее тесные связи светской и религи­озной власти мы видим в государствах монархических. Здесь зачастую происходит их слияние. 

Христианство и государство

На протяжении столетий сложные отношения складыва­лись между светской и религиозной властью в христианских государствах. Христианская религия, как, впрочем, и любая другая, исходила из божественного происхождения всякой власти (нет власти не от бога).

Католическая христианская религия институционализировалась в жесткую, строго иерархическую организацию во главе с папой римским, охватывала своим влиянием многие государства. Церковная власть не знала границ государств.

Обладая большим влиянием, католическая церковь стреми­лась подчинить себе власть светскую (королей отдельных го­сударств). Церковь мыслилась как еди­ная духовная монархия. В знаменитой Булле 1302 г. папы Бо­нифация говорилось, что в руках папы находятся два меча (духовный и светский), светская власть (меч) должна нахо­диться в подчинении власти духовной, императоры и короли подчинены папе как вассалы Апостольского престола. Свет­ские законы могут быть отменены папой.

Сложные отношения на протяжении веков складывались между государством и восточно-христианской православной церковью. Русская православная церковь никогда не ставила себя выше государства. Реальное, полное подчинение церкви государству осу­ществил Петр I. Духовным регламен­том был учрежден Святейший синод. Эта духовная коллегия заменила власть патриарха. Патриаршество было восстановлено только после февральской революции 1917 г.

Ислам и государство

Полное слияние власти государственной и религиозной наблюдается в исламских государствах. Пророк Мухаммед, основатель ислама, объединил арабские племена под лозун­гом борьбы с язычеством, создал арабское государство, он одновременно был военным и духовным вождем и верховным судьей, так же как и его последователи, первые четыре халифа, «заместители пророка», названные праведными.

В государствах, возникших впоследствии на развалинах Арабского халифата, власть духовная (имама) и светская (эмира) сосредоточивалась в едином лице. Эта власть рас­сматривалась как продолжение власти пророка Мухаммеда, данная Аллахом. Исламское государство и его глава рассмат­ривались как стоящие на службе ислама, исламского права, выполняя волю Аллаха.

 

Наличие двух относительно независимых друг от друга, главнейших институтов общества, государства и церкви, по­рождает и две правовые системы.

В христианских государст­вах наряду со светским правом складывается право канони­ческое, источником которого являются папские конституции, буллы, энциклики, декрсталии, рескрипты, решения церков­ных соборов и т. д. В 1500 г. был составлен обширный свод канонического права. Каноническое пра­во регулировало организацию церковной власти, рассмотре­ние споров внутри церкви, отношения церковной собствен­ности, брачно-семейные отношения. Существовали церков­ные суды. Постепенно сфера канонического права сужалась, как и сфера церковных судов. Зачастую нормы канонического права, принятые церковью, нуждались в санкции монарха.

Итак, в истории монархических государств наблюдаются разные модели соотношения светской и духовной властей:

    1. борьба за верховенство власти,
    2. верховенство церковной влас­ти над светской,
    3. верховенство светской власти над религиоз­ной (духовной),
    4. тесный союз и взаимная поддержка в раз­ных формах и
    5. полное слияние властей.

В республиканских государствах, как правило, церковь от­делена от государства.

В современных государствах наблюдается два основных вида статуса церкви:
    • наличие государственной церкви с привилегированным положением по сравнению с другими конфессиями: она осво­бождается от налогов, получает субсидии от государства и т.д.;
    • режим отделения церкви от государства: признание не­вмешательства государства во внутрицерковную деятель­ность, отсутствие материальной помощи церкви, свобода со­вести. В свою очередь церковь не вмешивается в дела госу­дарства, каких-либо функций государственных не выполняет. Однако государство регламентирует деятельность религиоз­ных организаций путем принятия соответствующих законов. Церковь не участвует в политической жизни. Однако в ряде государств существуют христианско-демократические пар­тии, идеологической основой которых являются папские энциклики. Признается равноправие церквей.
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).