Гражданское право в системе права России

Частное и публичное право

В теории права существование основного подразделения в праве связывается с наличием в обществе частных и публичных интересов:

  • Частное право обеспечивает права отдельного лица, наделяя каждого из них правовыми средствами реализации их частных потребностей и интересов.
  • Публичное право содержит в себе правовые возможности признания и осуществления прав всех граждан общества, т.е. публичных интересов. При этом под публичным интересом понимаются не столько интересы государства, сколько совокупные интересы граждан данного общества. Государство же должно выступать в качестве выразителя публичных интересов и представлять интересы общества в целом. Важнейшая задача любой правовой системы состоит в установлении оптимального соотношения частных и публичных интересов.

К публичному праву относятся:

  1. конституционное право;
  2. административное право;
  3. финансовое право;
  4. налоговое право;
  5. право социального обеспечения;
  6. уголовное право;
  7. природоохранительное право.

К частному праву относятся:

  1.   гражданское право;
  2. семейное право;
  3. трудовое право;
  4. природоресурсное право.

В целом можно считать, что в российском правопорядке в общую систему частного права входят четыре самостоятельные правовые от­расли:

  1. гражданское право;
  2. семейное право;
  3. трудовое право;
  4. международное частное право.

Данное положение составляет особенность отечественной систе­мы частного права, поскольку в континентальном европейском пра­ве перечисленные правовые образования обычно рассматриваются в качестве составных частей (подотраслей) гражданского права, а ча­стное право во многих случаях традиционно разделяется на граждан­ское и торговое (коммерческое) право.

Отличие гражданского права от отраслей права с обязывающим или запретительным регулированием (например,  административного, финансового, налогового, уголовного и др.) очевидно: если субъекты гражданского права между собой юридически равны и автономны в правовом отношении, то участники административных, финансовых, налоговых отношений находятся в отношениях власти и подчинения, поскольку во всех этих отношениях в качестве одной из сторон выступает государство и его органы власти. Они обладают властной компетенцией, которая позволяет им совершать действия и издавать акты, обязательные для другой стороны соответствующих отношений.

Гражданское право составляет основу частного права, является главной, ведущей отраслью в сфере частноправового регулирования. Этим определяется его место в системе права как основной, базовой отрасли, предназначенной для регулирования отношений, входящих в предмет частного права. Отсюда следует, что общие нормы и принци­пы гражданского права, а также и его отдельные институты в опреде­ленных случаях могут применяться не только в сфере гражданско-пра­вового регулирования, но и в сфере других отраслей частного права.

Основным условием для этого являются пробел (отсутствие специ­ального регулирования) в соответствующем отраслевом законодатель­стве и учет особенностей («существа») регулируемых им отношений. Иначе говоря, нормы гражданского права применяются здесь в субси­диарном (дополнительном) порядке, восполняя недостаток специаль­ной отраслевой регламентации. В сфере семейного права такое положе­ние получило прямое законодательное закрепление в ст. 4 Семейного кодекса РФ, согласно которой граж­данское законодательство применяется для регулирования семейных отношений, прямо не урегулированных семейным законодательством, если это не противоречит их существу. Аналогичное по сути положе­ние существует и в сфере трудового права (см. ст. 419 Трудового кодекса РФ). Напротив, нормы семейного или трудового права не используются для восполнения пробелов гра­жданско-правового регулирования ни при каких условиях.

Нормы гражданского права иногда могут применяться для регули­рования имущественных отношений, составляющих предмет публич­но-правовой сферы, если такое положение прямо предусмотрено зако­нодательством (п. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ). Так, в налоговом (финансовом) праве по прямому указанию ст. 27, 29, 73-75 Налогового кодекса РФ применяются гражданско-правовые институты предста­вительства, залога, поручения, неустойки (пени). При этом регулируе­мые таким образом отношения сами не становятся частноправовыми, для их регламентации лишь используются юридические конструкции, разработанные и содержащиеся в частном (гражданском) праве.

С другой стороны, административно-правовые (публично-право­вые) нормы могут использоваться для необходимого ограничения сво­боды имущественного (гражданского) оборота в публичных интересах (лицензирование отдельных видов предпринимательства, антимоно­польные запреты, исключение недобросовестной конкуренции, опре­деление цен и тарифов на продукцию или услуги естественных моно­полий и т.д.). Однако в этих случаях речь идет о регулировании публич­ных (организационно-имущественных) отношений, не являющихся предметом гражданского права, а составляющих предпосылку (условия) гражданско-правовой регламентации имущественного оборота.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).