Источники гражданского права
Источник (форма) права - исходящие от государства или официально признаваемые им формы выражения и закрепления норм права. Включают:
- правовой обычай;
- нормативные правовые акты (НПА) государственных органов;
- нормативные правовые акты (НПА) общественных организаций (с санкции государства);
- правовой договор;
- прецедент.
К числу источников отечественного гражданского права следует относить:
- международные договоры, в которых участвует РФ, а также общепризнанные принципы и нормы международного права;
- законодательство (нормативные правовые акты);
- обычаи делового оборота и иные признанные законом обычаи;
- судебную практику (спорно, de facto)
- договоры (спорно).
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и п. 1 ст. 7 ГК общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы и, следовательно, одним из источников ее права. Для их действия, согласно ст. 7 ГК РФ, характерно то, что они:
- обладают непосредственным действием (т.е. не нуждаются в том, чтобы они специально признавались или воспроизводились в актах РФ, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта);
- имеют приоритетное действие, что предусмотрено Конституцией РФ ("если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора").
Господствующей формой (источником) права являются нормативные акты, среди которых приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. В гражданско-правовой сфере последние охватываются понятием гражданского законодательства.
Основные виды федеральных нормативных актов по гражданскому праву:
Законы - федеральные (в т.ч. кодифицированные) и (по вопросам совместной компетенции) субъектов Федерации (которые должны строиться на основе и соответствовать федеральным нормативным актам). Центральное место среди законов занимает ГК РФ.
2) Подзаконные акты:
- указы Президента РФ, которые не должны противоречить ГК РФ и иным федеральным законам (или, по сложившейся практике, приниматься и действовать до принятия соответствующего закона);
- постановления Правительства РФ, которые могут содержать нормы гражданского права, принятые на основании и во исполнение ГК РФ, федеральных законов и указов Президента РФ.
- ведомственные акты, которые могут содержать нормы гражданского права только в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ, федеральными законами и "иными правовыми актами" (то есть указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ).
При рассмотрении и решении гражданских дел могут применяться обычаи, которые в ГК РФ получили название "обычаев делового оборота". Это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Таким образом, не имеет юридического значения, зафиксированы ли эти правила в каком-либо документе или нет (ст. 5 ГК РФ).
В российской правовой системе весьма велико значение судебной практики. Судебный прецедент (вступившее в законную силу решение суда по конкретному делу) формально не считается источником права. Однако в ряде случаев высшие судебные инстанции дают разъяснения по содержанию и применению норм действующего законодательства, формулируемые ими в виде общих правил (modolegislatoris). Так, в соответствии со ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ вправе давать «разъяснения по вопросам судебной практики», т.е. по применению законодательства. Если такие разъяснения приняты ими в форме постановлений их пленумов, они становятся обязательными, т.е. содержащими обязательное толкование действующих правовых норм.
Ряд ученых не относит судебную практику (например, акты высших судебных инстанций - Верховного и Конституционного судов) к источникам гражданского права. Например, П.В. Крашенинников пишет: "Сами по себе такие акты акты конституционного судопроизводства вряд ли можно считать источниками гражданского права, однако недооценивать их роль нельзя. В целом ряде случаев постановления и определения Конституционного Суда РФ восполняют пробелы в гражданском законодательстве. Нередко акты Конституционного Суда содержат положения, толкующие гражданский закон... разъяснения (Верховного Суда РФ - прим. моё) способствуют правильному и единообразному применению актов гражданского законодательства" (см. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 1. 2-е изд. перераб. и доп.– М.: Статут, 2017. – 511 с. С.74.)
Однако несложно заметить, что судебная практика высших судов содержит основные (существенные) черты источника права:
- исходит от государства (от одной из ветвей государственной власти - судебной);
- официально признаётся государством.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 "О судебном решении" разъясняет, что суду следует учитывать:
- постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании положений Конституции Российской Федерации, подлежащих применению в данном деле, и о признании соответствующими либо не соответствующими Конституции Российской Федерации нормативных правовых актов;
- постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, принятые на основании статьи 126 Конституции Российской Федерации и содержащие разъяснения вопросов, возникших в судебной практике при применении норм материального или процессуального права, подлежащих применению в данном деле;
- постановления Европейского Суда по правам человека, в которых дано толкование положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подлежащих применению в данном деле.
Конечно, согласно ст. 120 Конституции РФ судья независим и подчиняется федеральному закону. Кроме того, Пленум Верховного суда не уполномочен на толкование законов, а лишь разъясняет судебную практику.
Тем не менее, обязательность постановлений Пленумов ВС РФ просто необходимо рассматривать как средство обеспечения единства судебной практики. Отсутствие указанного единства (по однотипным делам на основании обобщения судебной практики) в конечном итоге приведёт к неподчинению требованиям законодательства отдельными судьями и вынесению неправосудных решений.
Другой проблемный вопрос - договоры. В соответствии с принципом диспозитивности договоры и иные сделки в гражданском праве являются не только юридическим фактом, но и источником прав и обязанностей для данных субъектов. В этом отношении они являются категориями, близкими к источникам права. В ряде случаев договоры могут продолжать действовать и в тех ситуациях, когда по соответствующему вопросу издается закон (если закон не касается именно данных конкретных отношений - п. 2 ст. 422 ГК РФ).
Не является источником права цивилистическая доктрина. Обоснованные учеными выводы, изложенные в комментариях, монографиях и т.д., обычно представляют собой результат доктринального (научного) толкования закона и других источников права, но не имеют обязательного характера. Они могут быть учтены судом в качестве мнения сведущих лиц или стать основой предложений об изменении (усовершенствовании) законодательства, но в любом случае сами по себе не приобретают непосредственного юридического значения.
Не могут считаться источниками права и индивидуальные акты, или акты локального характера, не исходящие от органов государственной власти и не содержащие общеобязательных для всех субъектов права предписаний (правовых норм). В сфере гражданского права часто используются конкретные уставы различных юридических лиц, их внутренние регламенты и другие «корпоративные» документы, примерные договоры и т.п. Они обязательны лишь для тех, кто их принял (не случайно говорят, что «договор — закон для двоих») или входит в состав соответствующего юридического лица, ибо основаны исключительно на добровольном подчинении их действию.
Главное же и очевидное их отличие от нормативных актов состоит в том, что такие «локальные акты», как и гражданско-правовые договоры, не являются актами публичной (законодательной) власти и не санкционированы в этом качестве органами государства, наделенными компетенцией по изданию нормативных актов, а приняты самими участниками гражданских правоотношений. Такие акты в механизме гражданско-правового регулирования играют роль юридических фактов, а не правовых норм: не будучи общеобязательными правилами поведения, они имеют значение для возникновения, изменения или прекращения конкретных правоотношений, в том числе при разрешении споров (разумеется, при условии полного соответствия их содержания действующему законодательству). С их помощью участники гражданских правоотношений могут самостоятельно организовывать и регулировать свои конкретные взаимосвязи.
Источники гражданского законодательства
Гражданское законодательство (в широком смысле) - это вся система признанных государством источников, содержащих нормы гражданского права, которые действуют в Российской Федерации.
Ст. 3 ГК РФ устанавливает, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации и состоит из
- Гражданского Кодекса и
- принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.
Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Кодексу.
По Конституции РФ гражданское законодательство "находится в ведении Российской Федерации". Это значит, что вопросы гражданского права определяются и в основном регулируются федеральными нормативными актами. По вопросам установленного Конституцией совместного ведения акты субъектов Федерации, касающиеся гражданско-правовых вопросов (например, по жилищным отношениям), должны основываться и строиться в соответствии с федеральными нормативными актами.
Центральное положение среди источников гражданского права занимает Гражданский кодекс РФ.
В связи с содержанием ГК РФ и местом, занимаемым им во всей системе источников гражданского права, все иные нормативные акты по гражданскому праву должны приниматься в соответствии с Кодексом. В Кодексе прямо записано, что "нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу" (п. 2 ст. 3).
Законы - федеральные и (по вопросам совместной компетенции) субъектов Федерации, должны строиться на основе и соответствовать федеральным нормативным актам, центральное место среди которых занимает ГК РФ.
Других федеральных законов, содержащих нормы гражданского права, довольно много. Их перечень включает как федеральные законы, прямо указанные в тексте ГК РФ (например, закон об актах гражданского состояния (ст. 47), закон об обществах с ограниченной ответственностью (ст. 87), и др), так и не указанные в нем.
Особо следует выделить кодифицированные акты, содержащие гражданско-правовые нормы, к которым относятся Земельный, Жилищный, Семейный, Трудовой, и другие кодексы российского права.