В широком смысле слова мусульманское право представляет собой социально-нормативный свод самых различных по происхождению и характеру, но основанных на религиозных заповедях правил поведения. Такие правила включают в нерасчлененном виде собственно религиозные нормы-требования, сосуществующие или совмещаемые с правилами нравственными, юридическими, этическими и даже эстетическими.
Мусульманское право в узком смысле слова выросло из ислама как "богооткровенное право", аналогичное в этом смысле законам Моисея, заповедям Христа; оно входит в ислам, санкционируется исламом, но тем не менее выступает и как автономное нормативное образование, обособленное от некоторых других частей ислама, относящихся к ритуалу, к правилам добродетельного и благочестивого поведения мусульманина.
Мусульманское право иногда обозначают словом шариат, смысл которого передается выражениями "путь следования" либо "то, что открыто Богом". Такое толкование частично совпадает с правопониманием позитивистов — "право есть то, что повелел суверен (правитель, парламент и т.д.) в законе". Мусульманское право в этом смысле предстает своего рода законом Божьим, чему в большой мере способствует наличие кодифицированных священных текстов, то есть собранных в некое фиксированное число священных текстов и книг. Для законоведов особое значение приобрели Коран и Сунна.
В предписаниях шариата различают пять разновидностей поведения правоверного мусульманина, которые воспринимаются и как религиозно-моральные, и как законные действия:
-
- обязательные;
- рекомендуемые;
- дозволенные;
- предосудительные (но не влекущие за собой применение наказания);
- запрещенные и подлежащие наказанию.
Мусульманин должен соблюдать требования шариата повсюду, даже за пределами своей страны. Ему запрещается пить вино, играть в азартные игры, есть свинину, заниматься ростовщичеством и колдовством, иметь запретные книги. Он обязан принять участие в объявленной "священной" войне (джихад) с неверными.
Источники мусульманского права:
-
- Коран;
- Сунна;
- древние обычаи Медины;
- жизнеописание посланца Аллаха ("Сират расул Аллах");
- общее согласие мусульманской общины (законоведов) - иджма;
- обычаи (у неарабских народов).
Определенное значение имеют для права и пять основных обязанностей мусульманина (или "аркан" — пять столпов веры):
- исповедание веры (глахад) — обращение в ислам и исповедание веры в то, что "нет Бога, кроме Аллаха, и Мохаммед посланец Его";
- молитва (салят), которой предшествуют очистительные омовения. Дома молитва произносится 5 раз в день;
- месяц рамадан (саум) — верующий с восхода до заката солнца должен соблюдать пост и воздержание;
- милостыня (закят) — налог, который платят богатые, чтобы помочь бедным (именовался также очистительным налогом и составлял 1/40 доли дохода от всего недвижимого имущества. Формально считалось, что закят (закат) идет в пользу бедных, фактически же он шел в пользу государства и потом перераспределялся);
- паломничество (хадж) — раз в жизни побывать в Мекке.
Коран как источник мусульманского права
Коран — первый источник мусульманского права. Само слово "коран" происходит от слова "читать" и чаще всего передается выражением "произносить речитативом, декламировать". Коран содержит откровения, которые Аллах ниспослал Мохаммеду и которые пророк затем излагал. В Коране есть слова: "Итак, мы ниспослали его как арабский судебник".
Коран делится на
-
- 114 глав (или сур по-арабски), состоящих из
- 6211 стихов (аятов — стихов, знамений).
Здесь имеется ряд положений определенно правового характера и назначения, включенных в шариат. По некоторым подсчетам, к ним относится примерно 500 аятов отдаленного и косвенного юридического назначения, связанных с правилами праведного поведения, и около 80 положений собственно юридического характера, в основном карательного права и о браке и семье.
В первые годы после кончины пророка применяли три способа формулирования правил, если не находили их в тексте Корана:
- прибегали к помощи "прецедентов", которыми стали считать "предания о словах и поступках пророка" (хадисы), собранные в Сунне (от араб, "тропа, по которой ходил пророк");
- обращались к древним обычаям Медины, из которых делал заимствования и сам Мохаммед;
- обращались к собственному чувству справедливости (рай) (был довольно быстро вытеснен Сунной).
В Коране есть выражения "Сунна пророков" и "Сунна Аллаха" в значении поведения Аллаха в общении с древними народами, которых он подверг каре за неверие. Но вне Корана Сунна воспринималась как собрание слов и поступков (деяний) Мохаммеда и в расширительном значении как "свод обычаев и правил поведения древней общины... практика и теория мусульманского правоведения" (А. Мюссе). Вскоре правоверные мусульмане, придерживающиеся Сунны, получили название "люди Сунны", сунниты. Со временем свод преданий (хадисов) был канонизирован и собран в шести сборниках, приспособленных к судебной практике и потребностям законоведения (IX в.). В эти сборники вошли нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебно-процессуального права, а также правила об отпущении рабов на волю и др.
Жизнеописание посланца Аллаха ("Сират расул Аллах") как источник мусульманского права
К Сунне и Корану частично примыкает жизнеописание посланца Аллаха — "Сират расул Аллах" (от "сира" — жизненный путь), которое тоже является авторитетным каноническим источником.
«Жизнеописание посланника Аллаха», составленное Ибн Хишамом ал-Химйари, является для мусульман самым авторитетным (после Корана и хадисов) источником сведений о жизни Пророка. Это самое раннее сочинение о Мухаммаде, дошедшее до нас. Этот труд оказал большое влияние на всю мусульманскую культуру, став одним из значительных памятников и образцов арабо-мусульманской художественной прозы. У этой книги трудно назвать одного автора, нет у нее и точного авторского названия.
"Сира" - это история жизни пророка и основателя религии, написанная для людей, эту религию исповедующих. Это - образ и идеал человека, сама жизнь и успехи которого стали чудесным доказательством величия Аллаха.
Иджма как источник мусульманского права
Помимо Корана и Сунны к источникам права относится иджма — вначале толкуется как общее согласие мусульманской общины (алъ-умма), а затем как "общее согласие законоведов" из числа имамов, муфтиев и муджтахидов. Этот источник освящен авторитетом Мохаммеда, который однажды сказал: "Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает".
К этому роду источников права примыкает фетва (решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам).
Значительные облегчения (на случай молчания первых источников или знатоков) приносит решение по аналогии, обозначаемое термином кияс (решение юридических дел по аналогии).
Обычай как источник мусульманского права
В период наивысшей концентрации и централизации власти халифов значительна роль законов и распоряжений верховных правителей (алъ канун — закон, фирман — указ и распоряжение халифа).
Обычное право арабов (урф) официально не включается в число источников права.
Однако у неарабских исламизированных народов оно такую роль выполняло и продолжает выполнять (адатпы — родовые и племенные обычаи, в том числе правового назначения).