Муниципальное право - комплексная отрасль права, поэтому нормы муниципального права одновременно являются и нормами других отраслей. В зарубежных странах муниципальное право чаще всего «вырастает» из административного, в России же теоретической разработкой вопросов местного самоуправления традиционно занимаются государствоведы. Но в содержание муниципального права входят нормы гражданского, бюджетного и земельного права, а также ряда других отраслей. Комплексный характер муниципального права предопределяет тесную взаимосвязь и даже совпадение источников муниципального права с источниками многих отраслей как публичного, так и частного права.
Нормы муниципального права представляют совокупность норм, исходящих от местного сообщества, органов местного самоуправления или их должностных лиц, и норм, принимаемых органами государственной власти или их должностными лицами.
Муниципально-правовые нормы - это правила поведения, исходящие от местного сообщества или государства в лице соответствующих органов или должностных лиц и обеспеченные принудительной силой государства.
В юридическом смысле источник права - это форма выражения норм права, наделяющая их обязательной силой.
Все источники муниципального права можно разбить на две большие группы:
- нормативные правовые акты;
- муниципально-правовые договоры.
По мнению некоторых ученых, к источникам муниципального права можно относить и муниципальные обычаи, и судебные (административные) прецеденты, однако, с учетом особенностей российской правовой системы, данная точка зрения представляется весьма спорной.
Муниципально-правовые договоры - это двусторонние (и более) соглашения, регулирующие отношения, связанные с осуществлением местного самоуправления, наделением органов местного самоуправления отдельными государственно-властными полномочиями. Муниципально-правовые договоры (соглашения) могут заключаться между органами государственной власти и органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления, между органами местного самоуправления и другими субъектами права. Но важно правильно выделять содержание договора, т.е. круг регулируемых отношений.
Нормативные правовые акты - это односторонние, властные, волевые действия непосредственно населения, органа власти или его должностного лица, связанные с исполнением закона и направленные на возникновение, изменение или прекращение правовых норм или правоотношений.
Виды нормативных правовых актов:
1. по охвату регулируемых отношений:
- систематизированные акты (например, законы о местном самоуправлении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации);
- отраслевые или тематические акты, посвященные отдельным аспектам организации местного самоуправления (например, законы о выборах в органы местного самоуправления, о муниципальной службе и т.д.);
2. по юридической природе (силе):
- законы;
- подзаконные акты;
3. по кругу субъектов, принимающих нормативные акты:
- акты органов государственной власти;
- акты органов местного самоуправления;
- акты, принимаемые непосредственно населением на референдуме или собрании.
Россия является федеративным государством. Это, в частности, означает, что и Российская Федерация в целом, и субъекты Российской Федерации обладают правом принятия нормативных актов, обладающих высшей юридической силой. Предметы ведения каждого территориального уровня закреплены в статьях 71-73 Конституции РФ. Кроме того, в соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и наделяются своей компетенцией. Таким образом, три территориальных уровня (Российская Федерация, субъекты Федерации и муниципальные образования) могут принимать нормативные акты, регулирующие вопросы местного самоуправления. Для характеристики пределов самостоятельности каждого территориального уровня федеральный законодатель ввел два термина - «вопросы государственного значения» и «вопросы местного значения». По общему правилу вопросы государственного значения разрешаются органами государственной власти; вопросы местного значения - органами местного самоуправления.