Концепция развития органов прокуратуры Российской Федерации на предстоящую перспективу

Введение

Обобщающий анализ социальных условий развития института прокуратуры, всей системы факторов, определяющих направление и темпы его реформирования, дает основание отметить о переходном характере современного общества.

Характерными для него являются:

    • нестабильность,
    • поисковые изменения социально-экономических отношений,
    • сложно происходящие процессы перераспределения собственности,
    • процессы социального расслоения,
    • усиливающаяся криминализация экономики и коррумпированность различных звеньев государственного аппарата,
    • противоречивость и нестабильность законодательства, нарастающий кризис законности.

 

Общий надзор прокуратуры нацелен на утверждение законности и, в принципе, действует там, где образуются правовые недостатки, которые не могут быть ликвидированы другими институтами правоохранной системы или где они вообще отсутствуют.

Усиление правозащитного потенциала прокуратуры может быть обеспечено путем:

    1. прямого закрепления ее обязанности наблюдать за соответствием подзаконных актов не только законам, но и конституционным правам и свободам человека и гражданина;
    2. смещением приоритетов в общенадзорной деятельности в пользу защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина и, прежде всего, слабо защищенных граждан, а также неперсонифицированных интересов крупных социальных групп населения, прав коллективов (общностей) людей (коренных, малочисленных народностей, коллективов граждан по месту жительства, репрессированных народов и т. д.);
    3. систематического использования обращения прокурора в суд как наиболее действенной формы защиты прав человека и гражданина;
    4. организационного, кадрового и материально-технического укрепления тех структурных подразделений, которые непосредственно заняты рассмотрением жалоб и обраще­ний граждан;
    5. четкого разграничения полномочий прокурора и уполномоченного по правам человека, определения организационных форм их взаимодействия.

Прокуратура должна быть органом уголовного преследования, органом обвинения и надзора за соблюдением законов на досудебных стадиях уголовного судопроизводства, в процессе предварительного расследования преступлений, причем по наиболее важным вопросам под контролем суда, а в ряде случаев — на основании судебных решений. Эта позиция нашла свое подтверждение в Уголовно-процессуальном кодексе РФ (п. 47 ст. 5, ч. 1 ст. 21, 37 УПК РФ).

Изменение статуса, структуры, задач и норм работы прокуратуры должно осуществляться гармонично в соответствии с изменениями судебных и правовых систем, частью которых она является.


На основе изучения исторического опыта, взглядов ученых и практиков, анализа законодательства как в историческом аспекте, так и современных тенденций, Концепция развития прокуратуры может учитывать следующее.

    1. Все прокуроры должны назначаться без согласия органов власти субъектов Российской Федерации, ибо это ставит их в определенную зависимость, а прокуратура - представитель федеральной высшей власти.
    2. Генеральному прокурору следовало бы восстановить право на законодательную инициативу в Федераль­ном Собрании (именно он, руководя органами надзора, анализируя состояние законности, исполнение законов, причины и условия, порождающие и способствующие совершению преступлений и правонарушений, обладает информацией, позволяющей наиболее компетентно вносить предложения по созданию, улучшению и развитию законодательства). Тем более, что закон предусматривает право и обязанность прокурора участвовать в правотворчестве (ст. 9 Федерального закона «О прокуратуре РФ»).
    3. Прокуратура как орган надзора уполномочена выступать при его осуществлении от имени государства (при этом она осуществляет не просто надзор за исполнением законов, а надзор от имени Российской Федерации за соблюдением Конституции страны - ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», то есть она уполномочена быть органом конституционного надзора в пределах полномочий, которыми она наделена). Такое положение требует, чтобы деятельность и полномочия, роль и положение прокуратуры, были регламентированы Конституцией РФ. Подробная регламентация построения прокурорской системы, ее роль и положение, в том числе по предоставленным ей мерам реагирования, взаимоотношениям с другими государственными органами, должна быть проведена посредством издания федерального конституционного закона, как это практикуется в отношении ряда структур государства, его органов.
    4. С учетом возложенных на органы прокуратуры задач и целей, определенных законом, за прокуратурой, несомненно, должна быть сохранена ее важнейшая функция - надзор за исполнением законов всеми органами, учреждениями, их должностными лицами и руководителями, в том числе надзор за соответствием закону издаваемых ими правовых актов, в том числе и осуществление прокурором от имени Российской Федерации надзора за соответствием Конституции и закону постановлений и решений Правительства Российской Федерации (как издающихся на основании и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов). Следует подчеркнуть, что прокуратура, Генеральный прокурор РФ не должны и не могут обладать правом отмены данных документов. Считая, что правовой акт не соответствует Конституции или закону, Генеральный прокурор ставит об этом вопрос, а также об отмене такого акта на рассмотрение полномочного органа - Президента либо Правительства РФ. Никто, кроме высшего законодательного органа страны и Президента, не может и не должен быть вне надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов, осуществляемого органом, уполномоченным на это государством.
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).