Очевидно, что критерии безопасности на макро- и микроэкономическом уровнях существенно различаются между собой, хотя отдельные из них могут иметь сходный характер. Строго говоря, каждой системе в каждый данный момент времени присущи свойственные ей значения показателей, уровней экономической безопасности и предельно допустимые величины этих показателей.
Наиболее представительные показатели (параметры состояния), характеризующие меру устойчивости, именуют индикаторами (критериями) экономической безопасности.
Перечень критериев экономической безопасности Российской Федерации приведен в Приложении N 2 к постановлению Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. N 1569 "О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 608".
К ним относятся:
- Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства.
- Зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производство которых на необходимом уровне быть организовано в стране.
- Уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения.
- Обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля за их обращением.
- Уровень бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы, максимально допустимые с позиции социально-экономической стабильности общества.
- Устойчивость финансовой системы.
- Рациональная структура внешней торговли.
- Доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг.
- Поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки субъектов Российской Федерации, Российской академии наук и Российской академии сельскохозяйственных наук.
- Сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций.
- Обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики.
Таким образом, в этот перечень включены показатели, которые в наибольшей степени отражают агрегированные позиции:
- динамику и структуру ВВП, объемы и темпы промышленного производства, отраслевую и региональную структуру хозяйства и динамику отдельных отраслей, капитальные вложения и т. д.;
- состояние природно-ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов страны;
- способность хозяйственного механизма адаптироваться к меняющимся внутренним и внешним факторам (темпы инфляции, дефицит государственного бюджета, воздействие внешнеэкономических факторов, стабильность национальной валюты, внутренняя и внешняя задолженность и т. п.);
- степень развития финансово-бюджетной и кредитной систем;
- качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения), уровень безработицы и дифференциации доходов, обеспеченность основных групп населения материальными благами и услугами, состояние окружающей среды и т. п.
(сравните с внутренними угрозами экономической безопасности)
Таким образом, существует целый ряд количественных и качественных индикаторов, позволяющих объективно и комплексно оценить уровень обеспечения экономической безопасности не только страны в целом, но и каждого региона.