Правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств специально-юридическое воздействие на общественные отношения в целях их упорядочения.
Механизм правового регулирования - это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях упорядочения общественных отношений, содействия удовлетворению интересов субъектов права.
Цель механизма правового регулирования - обеспечить упорядочение общественных отношений, гарантировать справедливое удовлетворение интересов субъектов. Это главный, содержательный признак, объясняющий значимость данной категории и показывающий, что роль механизма правового регулирования заключается в организации социальной жизни, осуществлении интересов людей.
Механизм правового регулирования - специфический "канал", соединяющий интересы субъектов с ценностями и доводящий процесс управления до логического результата.
Правовое регулирование должно отвечать требованиям обоснованности и формальной определенности, ясности, точности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности в системе действующего правового регулирования с тем, чтобы не допускать возможности их неоднозначного толкования и, следовательно, произвольного применения.
Можно выделить следующие основные элементы (юридические средства) механизма правового регулирования:
- норма права;
- юридический факт или фактический состав (особенно организационно-исполнительный правоприменительный акт);
- правоотношение;
- акты реализации прав и обязанностей;
- охранительный правоприменительный акт (факультативный элемент).
В качестве своеобразных дополнительных элементов механизма правового регулирования могут выступать акты официального толкования норм права, правосознание, режим законности и др.
Уголовно-процессуальное регулирование определяется как осуществляемое при помощи уголовно-процессуального права и всей совокупности процессуальных средств, образующих его механизм, юридическое воздействие государства на общественные отношения в сфере уголовного судопроизводства.
Посредством уголовно-процессуального регулирования осуществляется государственное управление деятельностью компетентных органов и их должностных лиц по возбуждению уголовного преследования, привлечению и освобождению от уголовной ответственности лиц, совершивших общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом.
Правовое регулирование уголовно-процессуальной деятельности осуществляется с помощью специфического метода и механизма правового регулирования.
Юридические средства механизма уголовно-процессуального регулирования
Основными элементами процессуально-правового механизма являются:
- нормы процессуального права;
- юридические факты, опосредующие процессуальные правоотношения, или процессуальная фактическая система;
- процессуальные правоотношения (юридический процесс).
- задачи деятельности;
- полномочия, права и обязанности участников уголовного судопроизводства;
- юридические факты;
- уголовно-процессуальные правоотношения;
- уголовно-процессуальная форма;
- санкции и ответственность.
Стадии механизма уголовно-процессуального регулирования
Каждый основной элемент механизма правового регулирования предполагает соответствующую стадию. Более того, именно в рамках тех или иных стадий вышеназванные элементы только и могут осуществляться. Поэтому пять стадий механизма правового регулирования весьма жестко связаны с его элементами.
К стадиям механизма уголовно-процессуального регулирования относят:
- стадия формулирования общего правила поведения (модель), которое направлено на удовлетворение тех или иных интересов, находящихся в сфере права и требующих их справедливого упорядочения (названная стадия отражается в таком элементе механизма правового регулирования, как нормы права);
- стадия определения специальных условий перехода от общих правил к более детальным (элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт). Однако зачастую для этого необходима целая система юридических фактов (фактический состав), где один из них должен быть обязательно решающим. Им выступает правоприменительный акт. Так, для получения пенсии по старости акт применения необходим тогда, когда есть нужный возраст, стаж и заявление, т.е. когда уже имеются три других юридических факта;
- стадия установления конкретной юридической связи с разделением субъектов на управомоченных и обязанных (данная стадия воплощается именно в таком элементе механизма правового регулирования, как правоотношение);
- стадия реализации субъективных прав и юридических обязанностей, при которой правовое регулирование достигает своих целей - позволяет интересу субъекта удовлетвориться. Акты реализации субъективных прав и обязанностей могут выражаться в трех формах: соблюдении, исполнении и использовании;
- правоприменительная деятельность (возникновение правоприменения в этом случае уже связывается с обстоятельствами негативного характера, выражающимися в наличии либо реальной опасности правонарушения, либо прямого правонарушения; факультативная стадия, отражается в охранительных правоприменительных актах).