Местное самоуправление в РФ: теоретическое и юридическое определение

Понятие «самоуправление», как и большинство терминов в социаль­ных науках, не имеет вполне точного и единого научного значения и раз­ными авторами понимается неодинаково. Наиболее полное и широкое тол­кование этому понятию было дано еще в XVII столетии в Англии (self-government), оттуда заимствовано в прошлом веке государствоведами Гер­мании и России. Любопытно, что во Франции соответствующего термина вовсе не существует и он заменен понятиями «децентрализация» (decentralisation) или «муниципальная власть»  (pouvoirmunicipal).

В соответствии со ст. 3 Европейской хартии местного само­управления под местным самоуправлением понимается право и реаль­ная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

В настоящее время понятие местного самоуправления можно рас­крывать в следующих аспектах.

  1. это право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведование местными делами.
  2. это деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения.
  3. форма народовластия, т.е. способ осуществления народом принадлежащей ему власти.
  4. одна из разновидностей со­циального управления, которое существует наряду с государственным управлением.
  5. одна из основ конституционно­го строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения власти (деление власти по горизонта­ли) определяет систему управления (деление власти по вертикали).

Подробнее

Местное самоуправление — это право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведование местными делами, как право и реальная способность. В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции РФ граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления. В части 1 статьи 130 Конституции РФ закреплено, что местное самоуправление в РФ обеспечивает само­стоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Право на местное самоуправление может быть реализовано как непосредственно через формы прямого волеизъявления (выборы, референдум, террито­риальное общественное самоуправление, опрос и т. д.), так и опосредо­ванно через систему органов местного самоуправления.

Местное самоуправление как деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения определена в ч.2 ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», в которой говорится, что местное самоуправление в РФ — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление — форма народовластия, т.е. способ осуществления народом принадлежащей ему власти. В ч. 1, 2 ст. 3 Конституции РФ закреплено, что носителем суверените­та и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ; народ осуществляет свою власть непосред­ственно, а также через органы государственной власти и органы местно­го самоуправления. В ч. 2 ст. 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в  Российской  Федерации» записано,  что  местное самоуправлениев РФ — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, дейст­вующим законодательством, самостоятельное и под свою ответствен­ность решение населением непосредственно и (или) через органы мест­ного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление - одна из разновидностей со­циального управления, которое существует наряду с государственным управлением. Самоуправление - это управление, субъекты и объекты которого совпадают, а значит, управляют и выступают в качестве управ­ляемых одни и те же лица. Данный аспект самоуправления воплощает­ся в таких его социальных (неправовых) характеристиках, как самоорга­низация, самодеятельность, саморегулирование, самоконтроль.

Местное самоуправление - одна из основ конституционно­го строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения власти (деление власти по горизонта­ли) определяет систему управления (деление власти по вертикали). В ст. 12 Конституции РФ указывается, что в РФ:

  • признается и гарантируется местное самоуправление;
  • местное само­управление в пределах своих полномочий самостоятельно;
  • органы мест­ного самоуправления не входят в систему органов государственной вла­сти.

Таким образом, о местном самоуправлении говорится в статьях 3,12 Конституции РФ, которые в соответствии с частью 1 статьи 16 Консти­туции РФ составляют основы конституционного строя РФ. Местное самоуправление во всех развитых странах признается и закрепляется в качестве одной из основ конституционного строя, в качестве демокра­тического института, который не может быть ликвидирован.

Судья Конституционного Суда РФ Н. С. Бондарь отмечает, что сущ­ность местного самоуправления обусловливает его трехаспектное кон­ституционное значение:

  1. оно является важнейшим институ­том гражданского общества в РФ и в этом качест­ве - одной из основ конституционного строя;
  2. это форма (сегмент) народовластия, неотъемлемая органическая часть политиче­ской системы;
  3. местное самоуправление можно признать ин­ститутом правового положения личности.

Этим обусловлены богатство нормативно-правового содержания и сложный, многоструктурный ха­рактер институтов местного самоуправления в их конституционном и текущем законодательном оформлении.

На основании вышеизложенного можно выделить следующие осо­бенности местного самоуправления:

  1. Правовая оформленность. Система местного самоуправления, компетенция, границы осуществления определяются законом.
  2. Осуществление управления в интересах населения, для населения.В данном случае фактически речь идет о совпадении источника власти и носителя власти.
  3. Разрешение местных дел, удовлетворение потребностей, которые преимущественно необходимы в повседневной жизни. Причем самоуправление возможно лишь тогда, когда строго определена часть общественных дел, которыми оно занимается, или его предметы ведения.
  4. Баланс государственных и местных интересов на уровне местного самоуправления обеспечивается законом.
  5. Под собственные предметы ведения самоуправление должно иметь собственные ресурсы в виде самостоятельного местного бюджета и муниципальной собственности.
  6. Реальные возможности принимать решающее участие в управле­нии делами общества.
  7. Одна из целей местного самоуправления - развитие у граждан чувства принадлежности к одному сообществу.
  8. Сознательное участие граждан в управлении.
  9. Необходимый уровень правосознания граждан. Наличие системы негосударственных институтов, принимающих участие в управлении делами общества.
  10. Наличие способности к активной корректирующей деятельно­сти. Каждый отдельный гражданин и все местное сообщество в целом должны не только понимать, что такое ответственность, но и быть гото­выми и способными взять ее на себя в случае неадекватного использова­ния власти теми, кому она доверена.
  11. Совпадение объекта и субъекта управления. Для государственного же управления характерно несовпадение, а иногда и противопоставление субъекта и объекта управления. Кроме того, субъектом управления являютсяне государственные органы или должностные лица, назначаемые сверху, а выборные представители местных сообществ.
  12. Превращение местного сообщества из участников управления в его первичных субъектов. Как известно, под управлением понимается всякое целенаправленное воздействие управляющей системы на управ­ляемую. Но если речь идет о самоуправлении, следовательно, налицо воздействие управляющей системы самой на себя. Таким образом, есть не две системы - управляющая и управляемая, а одна - самоуправляемая.

Местное самоуправление, несмотря на значительные отличия от других институтов самоуправления (самоуправления народа, постоян­ных и временных объединений граждан, принципа самоуправления в дея­тельности всех властных органов), тем не менее имеет с ними целый ряд общих черт. Поэтому можно говорить о местном самоуправлении как о части демократической организации цивилизованного общества и еди­ной структуры организации власти и управления в стране.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).