См. также Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды"
Письмо ФНС № ЕД-5-9-547/@ от 23.03.2017 "О выявлении обстоятельств необоснованной налоговой выгоды"
Письмо ФНС России от 12.05.2017 N АС-4-2/8872 "Ответ на обращение" (о необходимости проявления должной осмотрительности при осуществлении своей деятельности и выборе контрагента)
Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012) "Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок"
Методика проверки контрагента по договору
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.06 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налоговой выгоды» указано: «Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом».
Анализ судебной практики показывает, что арбитражные суды отклоняют доводы предпринимателей о том, что ими была проявлена достаточная осмотрительность при выборе контрагента, основывающаяся только на получении копий документов, подтверждавших лицензии, государственную регистрацию контрагента и его постановку на налоговый учет. По мнению судов информация о регистрации контрагента в качестве юридического лица и постановке его на учет в налоговом органе носит справочный характер и не может характеризовать контрагента как добросовестного и надежного участника хозяйственных правоотношений. Проявление должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента предполагает не только проверку правоспособности юридического лица, но и полномочий лиц, действующих от его имени, подтвержденных удостоверением личности, решением общего собрания или доверенностью, использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента (его местонахождение, наличие у него тех или иных активов, материальной базы и т.д.).
Проверку контрагента целесообразно проводить перед любой сделкой, но обязательно в следующих случаях:
- перед выбором контрагента для сотрудничества;
- перед заключением договора с новым партнером;
- перед заключением договора с отсрочкой (рассрочкой) платежа (для поставщика по договору);
- перед заключением контракта с предоплатой (авансовым платежом) (для покупателя по договору).
При любой проверке надежности партнера, помимо общепринятых параметров оценки, рассмотренных ниже, необходимо изучить связи хозяйствующего субъекта (как вертикальные, так и горизонтальные - аффилированные юридические лица, учредители, дочерние компании и т.д.).
Следует помнить, что решения принимаются не юридическими лицами как таковыми, а конкретными людьми (руководителями, собственниками, менеджерами).
Например, в Постановлении Четвертого Арбитражного Апелляционного Суда от 11 марта 2012 г. по делу № А19-15857/2011 суд указывает, что налогоплательщик не проявил должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, поскольку
- не удостоверился в правомочности лица, выступающего от имени руководителя данной организации;
- не проявил интереса к установлению наличия у контрагента необходимых материальных и трудовых ресурсов, основных средств, транспортных средств,
- не удостоверился в правомочности лиц, подписывающих первичные бухгалтерские документы, а также счета-фактуры.
Следовательно, на него возлагается ответственность за неблагоприятные последствия действий иных лиц.
Кроме того, суд посчитал, что запрос копий учредительных документов, выписок с ЕГРЮЛ, не свидетельствует о проявлении налогоплательщиком должной степени осмотрительности и осторожности при выборе контрагента, поскольку сам по себе факт получения обществом пакета учредительных (учетных) документов поставщика не может рассматриваться как проявление обществом достаточной степени осмотрительности при выборе контрагента.
Цель проверки контрагента:
- снижение рисков предпринимательской деятельности, в частности:
- снижение рисков заключения контрактов с недобросовестными поставщиками;
- снижение рисков образования просроченной дебиторской задолженности;
- снижение рисков отказа со стороны налоговых органов в возмещении НДС; и др.
Для проверки контрагента необходимо затребовать у него следующие документы (заверенные надлежащим образом):
- копия свидетельства о государственной регистрации ЮЛ;
- копия свидетельства о постановке контрагента на учет в налоговом органе (или копия свидетельства о присвоении ИНН);
- копии страниц Устава, содержащих:
- полное и сокращенное фирменные наименования общества;
- место нахождения общества;
- структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений.
- копия решения (приказа) о назначении директора;
- копия доверенности (нотариальной) или иных документов, подтверждающих полномочия представителя контрагента на совершение сделок и подписание документов (если он действует не на основании Устава);
- выписка из ЕГРЮЛ (оригинал, либо заказать самим – суды признают за должную осмотрительность при выборе контрагента; для оперативности можно посмотреть на сайте ФНС).
- реальный образец подписи представителя контрагента (директора), уполномоченного на совершение сделок и подписание документов (желательно).
Кроме того, следует проанализировать:
- репутацию контрагента;
- наличие у контрагента производственных, торговых, складских помещений;
- нахождение контрагента по указанному адресу и достоверность контактной информации;
- наличие информации о контрагенте в открытых источниках (наличие сайта и актуальность размещенной информации);
- факты нарушения контрагентом (его уполномоченными лицами) законодательства Российской Федерации и привлечения к ответственности за совершение этих нарушений.
Существует два способа заверения копий документов:
- нотариальное заверение;
- самостоятельное заверение организацией.
Заверение копии документа нотариусом является нотариальным действием, порядок совершения которого четко регламентирован Основами законодательства РФ о нотариате. Представление нотариально заверенных копий документов требуется не всегда, а только в случае, если это прямо установлено требованиями закона.
В остальных случаях копия документа может быть заверена организацией самостоятельно.
В настоящее время действуют следующие документы, регламентирующие порядок заверения организацией копий документов:
- Указ Президиума ВС СССР от 04.08.1983 № 9779-Х;
- ГОСТ Р 6.30-2003 (п. 3.26, носит рекомендательный характер).
Копии документов выдаются на бланках предприятий, учреждений и организаций. Верность копии документа свидетельствуется подписью руководителя или уполномоченного должностного лица и печатью. На копии указывается дата ее выдачи и делается отметка о том, что подлинный документ находится на данном предприятии, в учреждении, организации. Не подлежат свидетельствованию копии с документов, имеющих неясный текст, подчистки, приписки и иные неоговоренные исправления. При заверении соответствия копии документа подлиннику ниже реквизита «Подпись» проставляется заверительная надпись: "ВЕРНО. (должность, подпись, расшифровка, дата)". На практике указанные реквизиты (за исключением личной подписи) можно проставлять наборным штампом.
Для заверения копий уполномоченным должностным лицом достаточно издать соответствующий приказ по организации или включить соответствующий раздел в положение о документообороте организации (должностную инструкцию определенного сотрудника). Также может быть установлено, что копии документов, изготавливаемые в подразделениях, заверяются руководителями или другими сотрудниками данных подразделений. При необходимости документ, подтверждающий полномочия лица, заверившего копии, может быть истребован судом, государственным органом, другими лицами.
Следует учитывать, что государственные и муниципальные предприятия не вправе совершать без предварительного согласия учредителя-собственника (ст. 6 и 18 Закона об унитарных предприятиях) сделки со своим имуществом. Более того, любым своим имуществом такое предприятие распоряжается «только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены его уставом». Сделки, совершенные с нарушением данного требования, объявлены ничтожными (п. 3 ст. 18 Закона об унитарных предприятиях, ст. 168 ГК). Следовательно, контрагент унитарного предприятия по сделке теперь должен практически каждый раз удостоверяться:
- в наличии разрешения собственника-учредителя на совершение сделки;
- в соответствии сделки возможностям предприятия продолжать осуществление предусмотренной его уставом деятельности.
Проверку контрагента целесообразно осуществлять по следующим базам данных:
- судебные решения - kad.arbitr.ru
- исполнительные производства - fssprus.ru
- долги и банкротство - centerdolgov.ru; bankrot.fedresurs.ru
- реорганизация, предстоящее исключение из ЕГРЮЛ - nalog.ru
- недобросовестные поставщики - rnp.fas.gov.ru
- надежные партнеры - reestrtpprf.ru
- сообщения юридических лиц в журнале «Вестник государственной регистрации» - vestnik-gosreg.ru
- действительность паспортных данных руководства контрагента - services.fms.gov.ru
- проверка подлинности нотариальной доверенности - http://reestr-dover.ru/
- отсутствие руководителей контрагента в реестре лиц, в отношении которых факт невозможности участия (осуществления руководства) в организации установлен (подтвержден) в судебном порядке - http://service.nalog.ru
- отсутствие дисквалификации лица, входящего в состав исполнительных органов контрагента и намеревающегося подписать документы - service.nalog.ru
- наличие у контрагента индивидуального адреса (отсутствие адреса массовой регистрации) - service.nalog.ru
- актуальность адреса контрагента - service.nalog.ru
- регистрационные данные и реквизиты юридического лица (ИП); его структура;
- сведения о наличии адреса регистрации юридического лица в перечне адресов, указанных при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами (адресов массовой регистрации) ФНС РФ; сведения о регистрации иных юридических лиц по данному адресу;
- размер уставного капитала юридического лица, сведения об активах;
- содержание и дата государственной регистрации последних изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица;
- виды деятельности компании с расшифровкой по кодам ОКВЭД;
- сведения о лицензиях юридического лица и необходимых разрешениях;
- контактные данные юридического лица (адреса, телефоны, факсы, электронная почта); фактическое местонахождение юридического лица, представителей компании и ее филиалов; использование контактных данных иными организациями;
- сведения о руководителях и учредителях юридического лица; сведения о лицах, принимающих решения; образец подписи руководителя юридического лица (или уполномоченного лица);
- сведения об учрежденных и руководимых юридических лицах руководством компании;
- сведения о наличии и выполнении государственных контрактов;
- сведения об участии компании в судебных процессах (процессуальная сторона, причины и результаты);
- сведения об исполнительных производствах в отношении юридического лица;
- наличие в списке недобросовестных поставщиков (иных "черных" списках);
- освещение СМИ деятельности юридического лица (его руководителей).