Логика (формальная логика) (гр. logos - «мысль», «слово», «разум», «закономерность») - наука о законах и формах правильного мышления.
Иначе, логика - наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление (Г.И. Челпанов).
Задачи логики как науки:
-
- Установление законов и правил, которым подчиняются рассуждения. Рассуждения облекаются в логическую форму и строятся в соответствии с логическими законами.
- Применение человеком законов и форм мышления в целях правильного познания окружающего мира.
Предметом науки логики являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.
Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Мыслить логично - это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе и в работе юриста, требующей точности мышления, обоснованности выводов.
Термин «логика» имеет четыре различных смысла:
- специфические закономерности правильного мышления;
- наука, изучающая закономерности структуры и развития правильного мышления;
- закономерности развития объективно существующих вещей и явлений (логика вещей);
- определенная последовательность действий человека.
Этапы развития логики:
Современная формальная логика - интенсивно развивающаяся наука, которая в своем развитии прошла два основных этапа:
- традиционная (классическая, двузначная) логика, начавшаяся (в основном) с работ Аристотеля;
- математическая (или символическая) логика.
В ХХ в. появился разветвленный спектр современных направлений логики (многозначные, конструктивные, интуиционистские, модальные, паранепротиворечивые, положительные, деонтические и другие виды неклассических логик). Современной логике принадлежит важная роль в соз дании и программном обеспечении ЭВМ.
Классическая (или традиционная, двузначная) логика:
- суждение может быть:
- либо истинным (все соколы - птицы),
- либо ложным (все свидетели дают истинные показания).
- имеет дело с понятиями, имеющими четкий объем (например, современное государство, пятиэтажный дом и др.).
Мышление как объект логики
Мышление - опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.
Мышление отражает действительность в обобщенных формах.
Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:
- формирование и усвоение понятий;
- решение проблем.
Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой и т. д., при этом каждая из них изучает его в определенном, присущем ей аспекте.
Формирование понятий – это просто отличение «того, что похоже», от «того, что непохоже». Усвоение понятий – это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий.
Решение проблем в значительной степени опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти.
В процессе решения проблемы выделяют обычно 4 основных этапа:
- «Понимание непонятности» – видение и формулирование вопроса, проблемы, задачи. Ситуация «изначальной понятности», выраженная отсутствием вопросов – индикатор отсутствия работы мысли.
- Перебор вариантов решения. Опыт субъекта определяет оценку вероятности вариантов.
- Выдвижение и перебор гипотез. Проверка гипотез и выбор какой-то одной (если первоначально их несколько). «Проверка гипотез» иногда выделяется в отдельный этап.
- Решение задачи (ответ на вопрос, выработка суждения по данному вопросу).
Указанные этапы мыслительного процесса весьма сходны с этапами творческого мыслительного процесса:
-
- подготовка;
- созревание;
- вдохновение;
- проверка истинности.
Познание существует не в виде какого‑то одного состояния, не как нечто статичное, а как процесс движения к объективной, полной, всесторонней истине. Логика исследует те формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, логика является философской наукой.
Специфика и формы чувственного и абстрактного познания
Специфика чувственного и абстрактного познания
Всякое познание начинается с живого созерцания: с ощущений и восприятий. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в них ощущения, которые отражаются в мозге.
Существуют две ступени познания:
- чувственное познание (познание фактов);
- абстрактное мышление (познание законов).
Путем чувственного отражения мы познаем внешние свойства, но не сущность предмета, отражаем конкретные предметы во всей их наглядности.
Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Абстрактное мышление - более сложная форма познания, позволяющая постичь законы мира, сущность предметов, общее в них.
Переход от чувственного познания к абстрактному мышлению представляет собой скачок в процессе познания. Это скачок от познания фактов к познанию законов.
- В отличие от чувственного познания абстрактное мышление, отвлекаясь от единичного, выделяет в сходных предметах только общее, существенное, повторяющееся (например, выделяя общие признаки, присущие всем кражам, мы образуем понятие «кража»). С помощью абстрактного мышления создаются научные понятия (именно так были созданы следующие понятия: «материя», «сознание», «движение», «государство», «наследственность», «ген» и др.).
- Абстрактное мышление - форма опосредованного отражения мира. Человек может получать новую информацию без непосредственной помощи органов чувств, лишь на основе имеющихся у него знаний (например, по уликам юристы судят о происшедшем преступлении, строят свои умозаключения и выдвигают различные версии о предполагаемом преступнике или преступниках).
- Абстрактное мышление - процесс активного отражения действительности. Человек, определяя цель, способы и ставя сроки осуществления своей деятельности, активно преобразует мир. Активность мышления проявляется в творческой деятельности человека, его способности к воображению, в научной, художественной и другой фантазии.
- Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык - способ выражения мысли, средство ее закрепления и передачи дру‑ гим людям. Познание направлено на получение истинного знания, к которому приводит как чувственное познание, так и абстрактное мышление. Мышление представляет собой отражение объективной реальности.
Формы чувственного познания
Выделяют три формы чувственного познания:
- ощущение;
- восприятие;
- представление.
Примеры ощущения: горькое, соленое, теплое, красное, круглое, гладкое и т. д.
Если человек (например, слепоглухонемой) лишен одного или нескольких органов чувств, то остальные органы чувств значи тельно обостряются и частично восполняют функции недостающих.
Восприятие - целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (например, образы автобуса, пшеничного поля, дыни, книги и т. д.). Восприятия слагаются из ощущений.
Так, восприятие апельсина слагается из таких ощущений: шарообразный, оранжевый, сладкий, ароматный и др. Восприятия, хотя и являются чувственным образом в отражении предмета, который воздействует на человека в данный момент, во многом зависят от прошлого опыта. Полнота, целенаправленность восприятия, например, зеленого луга, будет различной у ребенка, взрослого, художника, биолога или крестьянина (художник восхитится его красотой, биолог увидит на нем виды некоторых лекарственных или нелекарственных растений, крестьянин прикинет, сколько же с него можно скосить травы, получить сена, и т. д.).
Представление - это чувственный образ предмета, не воспринимаемого нами в данный момент, но воспринимавшегося ранее в той или иной форме. Представление может быть:
- воспроизводящим (например, у каждого есть сейчас образ своего дома, своего рабочего места, образы некоторых знакомых и родных людей, которых мы сейчас не видим);
- творческим (в том числе и по словесному описанию: мы можем по описанию представить себе тундру или джунгли, хотя ни разу там не были, или полярное сияние, хотя его не видели).
Формы абстрактного познания
Основными формами абстрактного мышления являются:
- понятия;
- суждения;
- умозаключения.
Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются отдельными словами (стол, учебник) или группой слов, т.е. словосочетаниями (столичный город; международное право; теплое, спокойное море).
Суждение - форма мышления, в которой что‑либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть:
-
- простыми (Некоторые звери делают запасы корма на зиму);
- сложными (Наступила осень, дни стали короче, и перелетные птицы отправились в теплые края. — состоит из трех простых).
Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Видов умозаключений много, их изучает логика.
- Все углеводы - горючи. Сахар - углевод. Сахар - горюч.
- Все взяточники - преступники. Осужденный Иванов - взяточник. Осужденный Иванов - преступник.
- Фосфор бывает белый или красный. Этот фосфор красный. Этот фосфор не является белым.
- Нарушение норм права бывает умышленным или по незнанию. Данное нарушение норм права произошло по незнанию. Данное нарушение норм права не является умышленным.
Первые два суждения называются посылками, третье суждение — заключением.