Мышление как объект логики. Специфика и формы чувственного и абстрактного познания

Логика (формальная логика) (гр. logos - «мысль», «слово», «разум», «закономерность») - наука о законах и формах правильного мышления.

Иначе, логика - наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление (Г.И. Челпанов).

Задачи логики как науки:

    • Установление законов и правил, которым подчиняются рассуждения. Рассуждения облекаются в логическую форму и строятся в соответствии с логическими законами.
    • Применение человеком законов и форм мышления в целях правильного познания окружающего мира.

Предметом науки логики являются законы и формы, приемы и операции мышления, с помощью которых человек познает окружающий его мир.

Знание логики повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Мыслить логично - это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности, в том числе и в работе юриста, требующей точности мышления, обоснованности выводов.

Различные смыслы термина "логика"

Термин «логика» имеет четыре различных смысла:

    1. специфические закономерности правильного мышления;
    2. наука, изучающая закономерности структуры и развития правильного мышления;
    3. закономерности развития объективно существующих вещей и явлений (логика вещей);
    4. определенная последовательность действий человека.

Этапы развития логики:

Современная формальная логика - интенсивно развивающаяся наука, которая в своем развитии прошла два основных этапа:

    1. традиционная (классическая, двузначная) логика, начавшаяся (в основном) с работ Аристотеля;
    2. математическая (или символическая) логика.

В ХХ в. появился разветвленный спектр современных направлений логики (многозначные, конструктивные, интуиционистские, модальные, паранепротиворечивые, положительные, деонтические и другие виды неклассических логик). Современной логике принадлежит важная роль в соз дании и программном обеспечении ЭВМ.

Классическая (или традиционная, двузначная) логика:

  1. суждение может быть:
    • либо истинным (все соколы - птицы),
    • либо ложным (все свидетели дают истин­ные показания).
  2. имеет дело с понятиями, имеющими четкий объем (например, современное государство, пятиэтажный дом и др.).

Мышление как объект логики

Мышление - опосредованное и обобщенное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях.

Мышление отражает действительность в обобщенных формах.

Подробнее

Мыслительный процесс осуществляется в двух основных формах:

  1. формирование и усвоение понятий;
  2. решение проблем.

Мышление изучается не только логикой, но и рядом других наук: психологией, кибернетикой, педагогикой и т. д., при этом каждая из них изучает его в определенном, присущем ей аспекте.

Формирование понятий – это просто отличение «того, что похоже», от «того, что непохоже». Усвоение понятий – это процесс, в результате которого субъект научается узнавать признаки, присущие каждому из понятий.

Решение проблем в значительной степени опирается на усвоенные понятия, хранящиеся в долговременной памяти.

В процессе решения проблемы выделяют обычно 4 основных этапа:

    1. «Понимание непонятности» – видение и формулирование вопроса, проблемы, задачи. Ситуация «изначальной понятности», выраженная отсутствием вопросов – индикатор отсутствия работы мысли.
    2. Перебор вариантов решения. Опыт субъекта определяет оценку вероятности вариантов.
    3. Выдвижение и перебор гипотез. Проверка гипотез и выбор какой-то одной (если первоначально их несколько). «Проверка гипотез» иногда выделяется в отдельный этап.
    4. Решение задачи (ответ на вопрос, выработка суждения по данному вопросу).

Указанные этапы мыслительного процесса весьма сходны с этапами творческого мыслительного процесса:

    • подготовка;
    • созревание;
    • вдохновение;
    • проверка истинности.

Познание существует не в виде какого‑то одного состояния, не как нечто статичное, а как процесс движения к объективной, полной, всесторонней истине. Логика исследует те формы и законы, в которых происходит отражение мира в процессе мышления. Поскольку процессы познания мира в полном объеме изучаются философией, логика является философской наукой.

Специфика и формы чувственного и абстрактного познания

Специфика чувственного и абстрактного познания

Всякое познание начинается с живого созерцания: с ощущений и восприятий. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в них ощущения, которые отражаются в мозге.

Существуют две ступени познания:

    1. чувственное познание (познание фактов);
    2. абстрактное мышление (познание законов).

Путем чувственного отражения мы познаем внешние свойства, но не сущность предмета, отражаем конкретные предметы во всей их наглядности.

Абстрактное, или рациональное, мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание. Абстрактное мышление - более сложная форма познания, позволяющая постичь законы мира, сущность предметов, общее в них. 

Переход от чувственного познания к абстрактному мышлению представляет собой скачок в процессе познания. Это скачок от познания фактов к познанию законов.

Особенности абстрактного мышления

    1. В отличие от чувственного познания абстрактное мышление, отвлекаясь от единичного, выделяет в сходных предметах только общее, существенное, повторяющееся (например, выделяя общие признаки, присущие всем кражам, мы образуем понятие «кража»). С помощью абстрактного мышления создаются научные понятия (именно так были созданы следующие понятия: «материя», «сознание», «движение», «государство», «наследственность», «ген» и др.).
    2. Абстрактное мышление - форма опосредованного отражения мира. Человек может получать новую информацию без непосредственной помощи органов чувств, лишь на основе имеющихся у него знаний (например, по уликам юристы судят о происшедшем преступлении, строят свои умозаключения и выдвигают различные версии о предполагаемом преступнике или преступниках).
    3. Абстрактное мышление - процесс активного отражения действительности. Человек, определяя цель, способы и ставя сроки осуществления своей деятельности, активно преобразует мир. Активность мышления проявляется в творческой деятельности человека, его способности к воображению, в научной, художественной и другой фантазии.
    4. Абстрактное мышление неразрывно связано с языком. Язык - способ выражения мысли, средство ее закрепления и передачи дру‑ гим людям. Познание направлено на получение истинного знания, к которому приводит как чувственное познание, так и абстрактное мышление. Мышление представляет собой отражение объективной реальности.

Формы чувственного познания

Выделяют три формы чувственного познания:

    1. ощущение;
    2. восприятие;
    3. представление.
Ощущение - отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, которые непосредственно воздействуют на наши органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус).

Подробнее

Примеры ощущения: горькое, соленое, теплое, красное, круглое, гладкое и т. д.

Если человек (например, слепоглухонемой) лишен одного или нескольких органов чувств, то остальные органы чувств значи тельно обостряются и частично восполняют функции недостающих. 

Восприятие - целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (например, образы автобуса, пшеничного поля, дыни, книги и т. д.). Восприятия слагаются из ощущений.

Подробнее

Так, восприятие апельсина слагается из таких ощущений: шарообразный, оранжевый, сладкий, ароматный и др. Восприятия, хотя и являются чувственным образом в отражении предмета, который воздействует на человека в данный момент, во многом зависят от прошлого опыта. Полнота, целенаправленность восприятия, например, зеленого луга, будет различной у ребенка, взрослого, художника, биолога или крестьянина (художник восхитится его красотой, биолог увидит на нем виды некоторых лекарственных или нелекарственных растений, крестьянин прикинет, сколько же с него можно скосить травы, получить сена, и т. д.).

Представление - это чувственный образ предмета, не воспринимаемого нами в данный момент, но воспринимавшегося ранее в той или иной форме. Представление может быть:

  • воспроизводящим (например, у каждого есть сейчас образ своего дома, своего рабочего места, образы некоторых знакомых и родных людей, которых мы сейчас не видим);
  • творческим (в том числе и по словесному описанию: мы можем по описанию представить себе тундру или джунгли, хотя ни разу там не были, или полярное сияние, хотя его не видели).

Формы абстрактного познания

Основными формами абстрактного мышления являются:

    1. понятия;
    2. суждения;
    3. умозаключения.

Понятие - форма мышления, в которой отражаются существенные признаки одноэлементного класса или класса однородных предметов. Понятия в языке выражаются отдельными словами (стол, учебник) или группой слов, т.е. словосочетаниями (столичный город; международное право; теплое, спокойное море).

Суждение - форма мышления, в которой что‑либо утверждается или отрицается о предметах, их свойствах или отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть:

    • простыми (Некоторые звери делают запасы корма на зиму);
    • сложными (Наступила осень, дни стали короче, и перелетные птицы отправились в теплые края. — состоит из трех простых).

Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений, называемых посылками, мы по определенным правилам вывода получаем заключение. Видов умозаключений много, их изучает логика.

Примеры

  1. Все углеводы - горючи. Сахар - углевод. Сахар - горюч.
  2. Все взяточники - преступники. Осужденный Иванов - взяточник. Осужденный Иванов - преступник.
  3. Фосфор бывает белый или красный. Этот фосфор красный. Этот фосфор не является белым.
  4. Нарушение норм права бывает умышленным или по незнанию. Данное нарушение норм права произошло по незнанию. Данное нарушение норм права не является умышленным.

Первые два суждения  называются посылками, третье суждение — заключением.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).