Мотивация понимается система побуждений человека, направленных на достижение конкретных целей.
Мотивация поведения дает ответы на вопросы: "Чего хочет человек?», "К чему он стремится?» и т.п. Побуждения человека всегда связаны с реализацией доминирующих потребностей.
В основе поведения людей лежат потребности.
Потребность — это переживаемая человеком нужда, удовлетворение которой жизненно важно для его существования, сохранения целостности его личности или развития индивидуальности. Человек для своего существования, развития и совершенствования нуждается в активности и средствах для удовлетворения своих потребностей.
Потребности человека разнообразны. В настоящее время выделяют:
- материальные потребности (в пище, одежде, жилище, тепле и т. д.) и
- духовные потребности (в общественной жизни, труде, общении, приобретении знаний, творчестве и т. п.).
Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо.
Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:
-
- биологические (витальные)
- информационные (лежащие в основе социальных потребностей).
Иерархия фундаментальных потребностей (по А. Маслоу)
- физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);
- потребность в безопасности (стабильность, порядок);
- потребности в любви и принадлежности (семья, дружба);
- потребность в уважении (самоуважение, признание);
- потребность в самоактуализации (развитие способностей).
Потребность, прошедшая через систему побудительных факторов и осознанная человеком, становится мотивом поведения.
Концепции мотивации
- Теория биологических побуждений. Нарушение в балансе организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает индивидуума к его удовлетворению.
- Теория оптимальной активации. Организм стремится поддерживать оптимальный уровень активации, позволяющий ему функционировать наиболее эффективно.
Когнитивные теории рассматривают мотивацию как механизм выбора определенной формы поведения. Чтобы сделать выбор, надо обратиться к процессу мышления.