Первое звено механизма преступного поведения охватывает формирование мотивов преступления.
Под мотивом обычно понимается внутреннее побуждение к тому или иному поступку. Его часто рассматривают как непосредственную причину преступления. Изучение мотива отвечает на вопрос, почему человек поступает так или иначе. Никакое умышленное преступление не может быть совершено без того или иного мотива.
Мотивы преступлений разнообразны. Так, В.В. Лунеев выделил следующие шесть групп мотивов:
- политические;
- корыстные;
- насильственно-эгоистические;
- анархистско-индивидуалистические;
- легкомысленно-безответственные;
- трусливо-малодушные.
Надо заметить, что сам по себе мотив как внутреннее побуждение не является чем-то преступным; он становится таковым, лишь когда выступает элементом субъективной стороны запрещенного уголовным законом деяния. Он — первое звено всей причинной цепочки, которая лежит в основе механизма преступного поведения.
Возникновению мотива предшествуют такие психические элементы человеческой личности, как потребности, влечения, эмоции, интересы, ценностные ориентации.
Главную роль в формировании мотивов преступного поведения играют потребности субъекта. Потребности человека отражают его зависимость от внешнего мира, нужду в чем-либо.
Классифицируя различные потребности, можно выделить шесть основных групп:
- материальные потребности;
- потребность в безопасности;
- потребность в социальном общении (уважении, признании, одобрении);
- сексуальные потребности;
- потребность в знаниях;
- мировоззренческие потребности.
- физиологические (еда, сон, секс и т.д.);
- безопасности (сюда же входит инстинкт самосохранения);
- социальные;
- уважения (признания);
- духовные (самовыражения).
Понятно, что источником преступного поведения может быть не всякая потребность. В большинстве случаев источник мотивации преступного поведения — это потребности материальные, потребности в социальном общении (самоутверждение) и сексуальная потребность. Следует заметить, что каждый вид потребности может иметь разную степень интенсивности и разную направленность.
Материальные потребности вызывают корыстную мотивацию поступков. По мнению специалистов, нужда сейчас является причиной 20-30% всех корыстных преступлений. Однако корыстные мотивы порождаются и гипертрофированными (завышенными), и извращенными потребностями. Стремление к «большим деньгам», сверхдоходам ведет к крупным хищениям, финансовым махинациям, нарушению налогового, таможенного законодательства, а также к заказным убийствам. Пьянство, употребление наркотиков порождают не только агрессивную, но и корыстную мотивацию.
Потребности социального характера (самоутверждение, сохранение или повышение статуса престижа, превосходство над окружающими) ведут к формированию мотивов агрессивного характера (ненависть, обида, ревность, месть и др.). По данным ряда криминологов, среди порожденных этими потребностями мотивов поведения стремление к насилию над людьми встречается примерно в 40% случаев. Вместе с тем надо отметить, что в 15-17% случаев агрессивное поведение было вызвано тем, что законные интересы субъекта были ущемлены потерпевшими.
Глубокий и затянувшийся кризис во всех сферах жизни ведут к деформации потребностей личности, а следовательно, к росту числа конфликтов и агрессивных проявлений, увеличению насильственной преступности.
Наряду с потребностями человека сильную мотивирующую роль играют влечения, эмоции и чувства. Под этим мы понимаем труднорегулируемые личностные проявления (стремления), в основном органического (биологического) характера. Известно, что многие преступления совершаются под воздействием острых эмоциональных состояний (душевных волнений, сильных переживаний). Это, например, страх, злоба, негодование, трусость, гнев и др. Нередки они и у психопатических личностей. Крайней степенью эмоционального напряжения может стать физиологический или патологический аффект.
Начальные звенья механизма преступного поведения, совершаемого под влиянием влечений и эмоций, свертываются, исчезают, и переход к действию следует подчас сразу же после появления образа желаемого объекта. Когда вместо того чтобы спокойно и разумно решить возникшую проблему, человек раздражается, негодует, впадает в гнев, это отрицательно сказывается и на нем, и на окружающих. От этого один шаг до оскорбления личности, хулиганского поступка или иного преступления. Не случайно влечения и эмоции порождают агрессивное поведение в бытовых ссорах и конфликтах более чем в половине всех случаев. Сочетание антиобщественной направленности личности, слабого развития интеллекта и эмоционального возбуждения приводит в подобных ситуациях к тому, что механизмы внутреннего контроля оказываются малодейственными.
Чтобы те или иные потребности, интересы, чувства, эмоции, влечения переросли в мотив преступления, субъект должен психологически преодолеть еще один внутренний «барьер» — систему так называемых ценностных ориентации, которая включает и правосознание личности.
Под ценностями в социологии понимают предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны) людям в качестве средства удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала. При определении линии своего поведения человек опирается на систему собственных ценностных представлений (ориентации), в которой одни ценности располагаются выше других, им отдается предпочтение по сравнению с другими, а это в свою очередь влияет на мотивацию поступка, выбор целей и средств их достижения.
Потребности, интересы, чувства, эмоции, влечения, ценностные ориентации — это внутренние компоненты личности, под действием которых формируется мотив преступления. Но есть еще и внешний фактор — конкретная жизненная ситуация, в которой готовится и совершается преступление.