Надзор прокурора за законностью приостановления следствия по уголовным делам и окончанием предварительного следствия

Согласно ст. 29 ФЗ "О прокуратуре РФ" установленный порядок проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, входит в предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

При осуществлении надзора за исполнением законов при производстве предварительного расследования прокурор обращает внимание:

    1. на проведение необходимых следствен­ных и иных процессуальных действий и их полноту, а так­же соблюдение порядка их проведения;
    2. обоснованность предъявленного обвинения;
    3. правильность юридической оценки преступления;
    4. соответствие требованиям закона мер процессуального принуждения;
    5. принятие мер обеспече­ния гражданского иска;
    6. установление обстоятельств, спо­собствующих совершению преступления;
    7. соблю­дение иных требований уголовно-процессуального закона.

Формами производства предвари­тельного расследования являются:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    • дознание;
    • предварительное следствие.

Надзор прокурора за законностью приостановления следствия по уголовным делам

Основания, порядок и сроки приостановления предварительного следствия регламентируются ст. ст. 208 УПК РФ.

Приказ Генпрокуратуры "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия"  от 2 июня 2011 г. N 162 уточняет обязанности прокурора при надзоре за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия в случае приостановления следствия по уголовному делу:

    • не позднее 14 суток с момента получения материалов уголовного дела отменять незаконные и необоснованные процессуальные решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо о приостановлении предварительного следствия (п. 1.9);
    • при проверке законности постановлений о приостановлении предварительного следствия по основаниям пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 208 УПК РФ применять комплексный подход к оценке полноты расследования и оперативно-розыскных мероприятий, изучая материалы приостановленных уголовных дел одновременно с соответствующими делами оперативного учета;
    • оценивая законность и обоснованность процессуальных решений о приостановлении предварительного следствия по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ, принимать во внимание лишь объективно сложившиеся обстоятельства, подтверждающие выводы следователя о невозможности участия указанных в законе лиц в производстве по уголовному делу;
    • проверяя решения о приостановлении предварительного следствия в связи с временным тяжелым заболеванием обвиняемого (подозреваемого), исходить из того, что такие процессуальные решения могут приниматься только при наличии медицинского заключения о невозможности участия лица в следственных и процессуальных действиях по уголовному делу;
    • не реже одного раза в полугодие проводить анализ обоснованности приостановления предварительного следствия в соответствии с пп. 2, 3, 4 ч. 1 ст. 208 УПК РФ с изучением материалов всех уголовных дел данной категории, уделяя внимание наличию оснований для возобновления расследования;
    • в случае признания решения о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) либо приостановлении производства незаконным или необоснованным выносить постановление согласно требованиям ст. 211 и 214 УПК РФ с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительному расследованию, которое вместе с материалами уголовного дела незамедлительно направлять руководителю следственного органа (п. 1.12).

Надзор прокурора за законностью окончания предварительного следствия

Согласно ст. 215, ст. 220 УПК РФ признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны, следователь составляет, подписывает обвинительное заключение и направляет материалы уголовного дела прокурору.

В соответствии со ст. 221УПК РФ прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением и в течение 10 суток принимает по нему одно из следующих решений:

    1. об утверждении обвинительного заключения и о направлении уголовного дела в суд;
    2. о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков со своими письменными указаниями;
    3. о направлении уголовного дела вышестоящему прокурору для утверждения обвинительного заключения, если оно подсудно вышестоящему суду.

Установив, что следователь нарушил требования ч. 5 ст. 109 УПК РФ (в части предъявления материалов дела обвиняемому и защитнику), а предельный срок содержания обвиняемого под стражей истек, прокурор отменяет данную меру пресечения.

В ходе рассмотрения поступившего уголовного дела прокурор, согласно приказу Генпрокуратуры "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия" от 2 июня 2011 г. N 162, должен на стадии принятия решения по уголовному делу, поступившему с обвинительным заключением проверять:

    1. соответствие выводов следователя установленным в ходе расследования обстоятельствам дела;
    2. правильность квалификации содеянного;
    3. соблюдение уголовно-процессуальных норм при производстве следственных и иных процессуальных действий и подготовке процессуальных документов.

Кроме того, прокурор:

    • рассматривает вопрос о необходимости принятия мер реагирования на нарушения, допущенные следователем, руководителем следственного органа и прокурором, участвовавшим в рассмотрении ходатайства об избрании (продлении) меры пресечения, а также утвердившим обвинительное заключение;
    • выносит согласно ч. 3 ст. 88 УПК РФ мотивированное постановление о признании недопустимыми доказательств, полученных с нарушением норм уголовно-процессуального законодательства, и об исключении их из обвинительного заключения.

Прокурор возвращает уголовное дело следователю для дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемого или пересоставления обвинительного заключения и устранения иных выявленных недостатков в случае:

    1. установления обстоятельств, препятствующих рассмотрению уголовного дела судом,
    2. отсутствия достаточных доказательств виновности обвиняемого,
    3. неправильной квалификации содеянного,
    4. неполноты проведенного расследования.

При этом постановление прокурора должно быть аргументированным, содержащим сведения о допущенных нарушениях, подлежащих устранению.

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).