Нравственное состояние общества и преступность

Криминология : учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма, 2009. - 800 с. С.128.

Причины преступности следует искать и в нравственном состоянии общества, в наличии или отсутствии тех или иных моральных ценностей и установок.

Воспитание нравственности — составная часть воспитательной работы с населением вообще, включающая и получение образования, специальности, и привитие культуры, нравственных ценностей и установок. Воспитание — это не нудное «вдалбливание», а творческое осмысление всего того, что делает человека Человеком. Ни экономическая жизнь общества, ни его правовые установления, ни многообразие социальной сферы, ни политика не могут быть свободны от нравственности.

Экономика имеет своей целью обеспечение материального благополучия (в широком смысле слова) людей. Но экономика, функционирующая в ущерб людям, служащая делу наживы одних и обнищанию других, — безнравственна, а люди, воспитанные в духе стяжательства, — нравственные уроды, легко становящиеся на преступный путь.

Если

  • в социальной сфере господствует вопиющее неравенство людей, несоответствие слов делам,
  • в семьях процветают моральная нечистоплотность и жестокость по отношению к детям,
  • СМИ пропагандируют насилие и порнографию, воспитывают людей на идеях вседозволенности, на образцах низкопробного искусства при забвении всего того, что составляет золотой фонд человеческой культуры,

это и есть воспитание безнравственности, ведущей прямой дорогой к преступности.

Если политики лицемерно говорят об одном, а делают другое, если политических целей они достигают за счет людей, обманывая их, не гнушаясь при этом прибегать к безнравственным средствам, внедряют всеми правдами и неправдами выгодную им идеологию, это преступно по отношению к людям и является преступным деянием, преследуемым по закону.

Если в праве провозглашаются прогрессивные принципы, декларируются права человека, а практика игнорирует данные принципы, это ведет к неуважению к праву, закону. Такое право, как и практика его применения, безнравственны. В таких условиях обход права теми, кто его создает, и ответные акты подобного рода со стороны членов общества столь же естественны, сколь и безнравственны.

Из всех проявлений безнравственности можно в то же время выделить легко воспринимаемые человеком и наиболее быстро приводящие его к нравственному падению и преступлениям. Речь идет о моральном разложении людей с помощью внедрения антикультуры, антиискусства, психологии вседозволенности, моральной свободы. Многими философами это обосновывается как неотъемлемое право суверенной личности быть самой собой и не считаться с навязываемыми обществом нравственными правилами.

Пример
Например, следующее уголовное дело о преступлении сексуального маньяка ярко иллюстрирует вышесказанное. На вопрос о том, что подвигло его на это гнусное преступление в отношении малолетней девочки, которую он изнасиловал и убил, он ответил следующее: «Сидя днем за рюмкой водки у телевизора, я смотрел передачу «Алло, мы ищем таланты», где под руководством известного телеведущего маленькие дети, мальчики и девочки, полуодетые, как взрослые модели, с азартом имитировали сексуальные телодвижения, подражая взрослым девицам и танцовщицам. Это зрелище вызвало у меня непреодолимое желание, и я, не помня себя, побежал в соседние дворы на поиски объекта сексуального удовлетворения!»

Порнография стала повседневной и как вид коммерческой деятельности незапрещенной, в порнофильмах снимаются подчас и кинозвезды, хотя криминологи Запада давно доказали связь распространения порнографии с преступностью.

Следует иметь в виду, что нравственное разложение шире, чем только аморализм в отношениях между полами. Нравственное разложение — это

  • и «оплевывание» прошлого, истории страны,
  • и воспитание в эгоистическом духе, духе вопиющего индивидуализма, антипатриотизма (при одновременных нападках на принцип коллективизма),
  • и противостояние одних социальных групп населения другим,
  • и разжигание национальной розни,

и многое другое, что расщепляет общество как единый в достижении конечных результатов организм, где благо каждого есть благо всех, а благо всех есть благо каждого. Разобщение людей и разжигание розни между ними есть антинравственная поли-тика, напрямую ведущая к преступлениям.

Трудно, а подчас просто невозможно простому российскому гражданину разъяснить, а тем более аргументировать или оправдать положение, при котором отдельные олигархи-преступники, объявленные в федеральный и международный розыск, многие годы благоденствуют за рубежом, продолжают реально владеть акциями российских предприятий, получать дивиденды от непосредственного участия в финансово-экономических сделках, касающихся отечественных природных богатств и ресурсов, открыто владеть российскими СМИ — газетами, журналами, телепрограммами и т. п. Естественно, что уважение к государству и властям, допускающим подобное, опускается к нулевой отметке и, как уже указывалось, активнейшим образом детерминирует противоправность и преступное поведение.

 

3.5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий