Образование Русского централизованного государства и развитие права (14 - середина 16 вв.)

Образование Русского централизованного государства

Централизованное государство - государство, в котором происходит политическое (объединиение земель с общим законодательством) и экономическое (складыване единого рынка) объединение вокруг сильной власти.

Предпосылки образования Русского централизованного государства:

    1. Появление центра объединения (Москва) и искусная политика московских князей, возглавивших борьбу с монголо - татарским игом.
    2. Развитие хозяйственных связей между городами и княжествами, которому препятствовала феодальная раздробленность.
    3. Заинтересованность народа (ущерб от иноземных нашествий и княжеских усобиц) в единстве.

Этапы процесса объединения разрозненных частей Руси:

    1. Поиск центра объединения, возвышение Москвы (конец 13 в. - 1389 г.)
    2. Феодальные войны между Василием Вторым и его вассалами (1389 - 1462 гг.)
    3. Правление Ивана Третьего и Василия Третьего, свержение монгольского ига и завершение объединения.

Государственный строй Московского княжества

По форме правления Московское княжество являлось раннефеодальной монархией, по форме государственно - территориального устройства было унитарным.

Великий князь - глава государства, который был наделён широким кругом полномочий. Во время правления Ивана Третьего была сформулирована теория "Москва - третий Рим", объявившая власть монарха производной от божественной власти.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:

Снемы (княжеские съезды) по мере завершения процесса централизации государства отмирали.

В 15 веке оформилась Боярская дума. В отличие от совета времен Киевской Руси она была постояннодействующим органом, а также имела относительно стабильный состав.

Состав Боярской думы
    1. 17 - 24 боярина;
    2. 3 - 5 окольничих;
    3. 3- 5 дворян;
    4. 2 - 3 дьяка.

Полномочия Боярской думы:

    1. участие в принятии законов;
    2. судебные дела;
    3. обсуждение государственных вопросов.

Дворцово - вотчинная система включала 2 элемента:

    • княжеский двор (во главе стоит дворский);
    • "пути" (органы, обеспечивавшие осуществление потребностей князя и его ближайшего окружения).

Управление на местах осущеставлялось наместниками (в уездах и станах), волостелями (в волостях) и городчиками (в городах). Их содержание осуществлялось за счёт подвластного им населения.

Русская Православная Церковь в 1448 году стала автокефальной (независимой от византийского патриарха).

Изменения в общественном строе Русского централизованного государства

    • Появляются княжата

Княжата - бывшие удельные князья, представители династии Рюриковичей и Гедиминовичей, лишившиеся политической власти после присоединения их княжеств к Москве.

    • Отныне боярин - это дворцовый чин, жаловавшийся князем за службу.
    • Формируется новая социальная группа - дворянство (при условии несения военной службы наделялось Великим князем землёй).
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).