Общеправовые принципы

На сегодняшний день единого мнения относительно перечня общеправовых принципов в современной юридической науке не существует.

Подробнее

Так, В.И.Гойман относит к таковым принципы справедливости, законности, равенства граждан перед законом, демократизма, гуманизма.

В.И.Леушин выделяет общеправовые принципы справедливости, приоритета прав человека, равноправия, законности, правосудия.

В.М.Шафиров предлагает выделять общеправовые принципы верховенства права, законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, справедливости, недопустимости произвольного ограничения прав и свобод, широкой доступности правовой информации, взаимной ответственности государства и гражданина.


Большинство ученых выделяют следующие общеправовые принципы:

    • верховенства права,
    • справедливости,
    • законности,
    • взаимной ответственности государства и гражданина,
    • широкой доступности правовой информации,
    • недопустимости произвольного ограничения прав и свобод,
    • уважения прав и свобод человека и гражданина,
    • правосудия,
    • демократизма.

Принцип верховенства права

Одним из важнейших общеправовых принципов является принцип верховенства (господства) права. Данный принцип лежит в основе конституционного строя многих современных государств, в том числе России, что следует из содержания Конституции Российской Федерации. При рассмотрении данного принципа целесообразным представляется раскрытие его содержания в двух аспектах:

    1. Согласно данному принципу, общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе содержащие неотчуждаемые естественные права человека, имеют преимущественное значение перед законами, действующими на территории государства (п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации - общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, причем последние сохраняют приоритетность перед законом в случае, если они ему противоречат; п. 1 ст. 17 Конституции РФ - признание Российской Федерацией прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными международно-правовыми принципами и нормами).
    2. В соответствии с данным принципом приоритетное место в иерархии внутригосударственных источников права занимает конституция – нормативно-правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы государственно-правового устройства, который часто по праву называют «основным законом» государства, а также основным источником, ядром конституционного права.

Принцип справедливости

Важнейшее место в системе общеправовых принципов занимает принцип справедливости. По мнению С.С. Алексеева, воплощение требования справедливости в правовой материи и во всех подразделениях права является «основным постулатом», определяющим сам феномен права.

Не подлежит сомнению тот факт, что именно в принципе справедливости в большей степени выражаются как социальное назначение права, так и его основные моральные и нравственные начала.

Таким образом, основополагающую роль данного принципа можно обосновать следующим образом:

    1. именно в нем находит свое выражение общесоциальная сущность права, которая заключается в том, что право служит интересам всех членов общества, и именно через право свободы и обязанности доводятся до каждого человека, обеспечивая стабильность и динамизм социальных связей;
    2. неукоснительное соблюдение принципа справедливости, в том числе в процессе правотворчества, является важнейшим фактором, обеспечивающим соответствие закона началам морали и нравственности. 

Итак, выражаясь в праве, справедливость требует, прежде всего, сбалансированности прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и, являясь понятием о должном, отражения в законах неразрывной связи и соответствия между действиями и их последствиями. Поэтому возникает необходимость в обеспечении соразмерности преступлений и наказаний, нанесения вреда и его возмещения или в наиболее общем виде – соразмерности свободы и ответственности.

Соответственно, можно сказать, что в первую очередь под реализацией принципа справедливости подразумевается:

    • обеспечение соразмерности прав и обязанностей;
    • применение «равной меры» при наделении ими граждан, обеспечение равноправия граждан вне зависимости от их расовой и национальной принадлежности в частности, а также других обстоятельств.

Принцип законности

Являясь одним из главных общеправовых принципов, принцип законности выступает одной из основ взаимоотношений государства и общества и требует, в первую очередь, неукоснительного соблюдения законов, действующих на территории государства, всеми субъектами общественных отношений, как стороны общества, так и со стороны государства. Данное требование составляет содержание законности, а ее достижение в обществе и государстве и является условием реализации настоящего принципа. Таким образом, рассматривая его, крайне важно обратиться к самому понятию законности и его определению.

Представляя собой сложное и многогранное явление, законность в теории права понимается по-разному, и к ее определению существует множество различных подходов. Основываясь на наиболее распространенных толкованиях данного понятия, законность можно определить как принцип, согласно которому всеми субъектами общественных отношений (гражданами, должностными лицами, государственными органами, организациями, государством) обеспечивается неуклонное соблюдение правовых норм, строгое и полное осуществление предписаний законов и основанных на них нормативных правовых актов.

Также законность часто понимается как политико-правовой режим, характеризующийся точным и неуклонным соблюдением правовых предписаний всеми субъектами права.

Кроме того, законность понимается и как метод государственного руководства обществом.

Необходимо заметить, что принцип законности лежит в основе правового государства и непосредственно закрепляется в конституциях многих современных государств. Так, п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность соблюдения Конституции и законов равно как для граждан и их объединений, так и для органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц.

Принцип взаимной ответственности государства и гражданина

Известно, что гражданство, как устойчивая правовая связь между человеком и государством, порождает как их взаимные права и обязанности, так и взаимную ответственность. Следовательно, будучи связанными правом, и граждане, и государство обязаны избегать злоупотребления правами и невыполнения обязанностей, а несоблюдение данного требования каждой из сторон может и должно повлечь наступление юридической ответственности. Именно в этом и заключается один из основополагающих общеправовых принципов – принцип взаимной ответственности государства и гражданина.

Следует заметить, что в недемократических государствах, как правило, акцент делается преимущественно на ответственность гражданина перед государством, а в некоторых случаях ответственность государства перед гражданами не признается вообще. Для демократических правовых государств, наоборот, особое значение придается ответственности государства перед гражданами. В Российской Федерации принцип взаимной ответственности государства и гражданина находит закрепление в Конституции РФ.

Содержание данного принципа можно отразить следующим образом:

    1. в соответствии с данным принципом законом гарантируется защита человека и гражданина от всевозможных нарушений и злоупотреблений со стороны органов государственной власти и должностных лиц (так, п. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации устанавливает право обжалования действий органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц в судебном порядке);
    2. данный принцип предполагает закрепление за гражданами возможности всеми законными способами защищать свои права при их нарушении со стороны государства (п. 3 ст. 46 Конституции РФ предусматривает не только общую возможность использовать внутригосударственные средства правовой защиты, но и устанавливает право дальнейшего обращения в межгосударственные органы для защиты нарушенных прав и свобод).

Таким образом, следование принципу взаимной ответственности государства и гражданина способствует повышению уровня легитимности государственной власти, что обеспечивает, в свою очередь, стабильность общественных отношений в целом. В связи с этим в развивающихся демократических обществах воплощению в жизнь данного принципа справедливо уделяется особое внимание.

Принцип широкой доступности правовой информации

Немаловажным общеправовым принципом является и принцип широкой доступности правовой информации. Для обоснования значимости данного принципа следует заметить, что необходимость широкой доступности правовой информации обусловлена самой общесоциальной сущностью и назначением права, в связи с чем у любого человека и гражданина возникает неотъемлемое право знать свои права и обязанности.

Таким образом, в первую очередь данный принцип заключается в необходимости обеспечения государством общедоступности издаваемых правовых актов путем их официального опубликования, а также в предоставлении свободного и равного доступа к ним, ограничение в осуществлении которого недопустимо.

Необходимо также отметить, что именно в связи с реализацией данного принципа существует объективное правило, согласно которому «незнание закона не освобождает от ответственности» за его несоблюдение, и только при его воплощении данное правило справедливо.

В связи с этим применение неопубликованных законов недопустимо, и их несоблюдение не влечет юридических последствий. Следовательно, за государственными органами власти и органами местного самоуправления стоит важнейшая обязанность официально публиковать нормативно-правовые акты и распространять их. Данные положения сформулированы в п. 3 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которым законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются, что, соответственно, дает основание говорить о том, что содержание принципа широкой доступности информации, наряду с другими общеправовыми принципами, непосредственно закрепляется в Конституции Российской Федерации.

Принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод

Являясь одним из основных общеправовых принципов, принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод в наиболее полной мере реализуется в современных правовых демократических государствах. При рассмотрении данного принципа представляется возможным сформулировать несколько основополагающих аспектов, раскрывающих его содержание:

  1. Ограничение прав и свобод человека со стороны государства может осуществляться лишь в установленных законом случаях и в предусмотренном законом порядке. Исключения из данного правила недопустимы. Так, п. 1 ст. 56 Конституции Российской Федерации устанавливает возможность ограничения человека и гражданина в правах и свободах в соответствии с федеральным конституционным законом в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя.
  2. Ограничение человека в правах и свободах возможно только в установленных законом рамках – пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина. Данные пределы являются одним из важнейших сдерживающих факторов, предотвращающих злоупотребление властными полномочиями со стороны органов государственной власти и должностных лиц. Кроме того, основные неотъемлемые права человека и гражданина, как правило, вообще не подлежат ограничению, и данное правило устанавливается законом. В России, согласно п. 2 ст. 17 Конституции РФ, основные права и свободы человека признаются неотчуждаемыми, а положение, содержащееся в п. 3 ст. 56 Конституции, не допускает ограничение таких неотъемлемых прав и свобод, как, в частности, права на жизнь, на жилище, на неприкосновенность личности и частной жизни, на свободу совести и вероисповедания, на судебную защиту прав и свобод.

Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина

Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина занимает одно из главных мест в системе общеправовых принципов и лежит в основе устройства гражданского общества и правового государства. Настоящий принцип заключается в признании прав и свобод высшей ценностью, обеспечении их государственной охраны, а также способствовании их наиболее полной реализации и, что особенно важно, недопустимости их нарушения как со стороны государства, так и со стороны общества.

Фундаментальные положения данного принципа выражены в преамбуле Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Кроме того, принцип уважения прав и свобод человека и гражданина, как и принцип недопустимости их произвольного ограничения, неотъемлемо сопровождает современные правовые демократические государства и находит, в частности, подробное закрепление в Конституции Российской Федерации, являясь одним из важнейших реализованных в ней общеправовых принципов. Так, согласно ст. 2 Конституции права и свободы человека признаются в России высшей ценностью и их признание, соблюдение и защита являются обязанностями государства, а в соответствии со ст. 18 права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание законов Российской Федерации, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Также, п. 2 ст. 55 Конституции в соответствии с данным принципом запрещает издание в России законов, умаляющих или отменяющих права и свободы. Кроме того, п. 1 ст. 45 устанавливает гарантию государственной защиты прав и свобод, а п. 1 ст. 46 Конституции гарантирует их судебную защиту.

Безусловно, реализация принципа уважения прав и свобод представляет собой важнейшую задачу для многих современных государств. Защита прав и свобод человека и гражданина должна входить в одно из приоритетных направлений государственной политики развивающихся стран.

Принцип правосудия

Одним из основных общеправовых принципов также является принцип правосудия. При его рассмотрении необходимо выделять два ключевых аспекта его содержания:

    1. согласно данному принципу, одной из важнейших государственных и международных гарантий защиты субъективных прав и свобод является формальное юридическое закрепление права на их судебную защиту. Право на судебную защиту является основным и неотъемлемым правом человека  и  гражданина,  позволяющим  защищать  нарушенные  права  и свободы в судебном порядке посредством обращения в судебные органы соответствующей юрисдикции.
    2. данный принцип устанавливает требование объективности, независимости и беспристрастности суда при отправлении правосудия и, соответственно, правосудности судебных решений. В связи с этим следует признать, что для действительного воплощения в жизнь принципа правосудия решающую роль играет достижение реальной независимости судебной власти.

Выделенные аспекты принципа правосудия формально закреплены в Конституции Российской Федерации. Гарантия судебной защиты прав и свобод в России устанавливается положением п. 1 ст. 46 Конституции, в соответствии с которым каждый может реализовывать свое право на защиту прав и свобод в судебном порядке. Положение о независимости судебной власти находит закрепление в п. 1 ст. 120 Конституции РФ и, в частности, в ст. 1 федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», а также в ст. 1 федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации».

Всеобщая декларация прав человека также закрепляет рассмотренные аспекты принципа правосудия. Так, ст. 10 Декларации устанавливает, в частности, требование независимости и беспристрастности суда в целях реализации права на справедливое судебное разбирательство, а положение ст. 8 Декларации предусматривает общее право на эффективное восстановление в нарушенных правах посредством обращения в компетентные национальные судебные органы.

Принцип демократизма

Принцип демократизма справедливо включается многими современными учеными в перечень основных общеправовых принципов. Отразить содержание данного принципа можно следующим образом:

    1. принцип демократизма предполагает, что право является выражением общей воли народа, и в этом заключается его сущность;
    2. в соответствии с данным принципом право прямо либо опосредованно (косвенно) формируется через демократические институты народовластия. В теории государства и права принято выделять две взаимосвязанные и взаимодополняющие формы народовластия – прямую и представительную демократию. Это означает, что воля народа возводится в закон либо непосредственно (например, путем референдума), либо через систему  представительных органов. Принято считать, что в демократических государствах в полной мере развиты обе формы народовластия.

Необходимо отметить, что в полной мере принципу демократизма соответствуют лишь те государства, в которых существуют и функционируют механизмы, обеспечивающие возможность реального осуществления права населения на участие в политической жизни государства и общества, которое находит свое выражение, в частности, в ст.21 Всеобщей декларации прав человека. Соответственно, становление таких механизмов является неотъемлемой составляющей развития государств, находящихся на пути к демократии.

Принцип демократизма формально закрепляется в статьях Конституции Российской Федерации. Так, ст. 1 объявляет Россию демократическим государством. Согласно положениям ст. 3 Конституции,  единственным источником власти и носителем суверенитета в России провозглашается ее народ, осуществляющий свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления, а высшей формой прямого народовластия признаются референдум и свободные выборы. Право граждан участвовать в управлении государством находит  закрепление в п. 1 ст. 32 Конституции.

 

Рассмотренный перечень общеправовых принципов нельзя назвать наиболее полным и исчерпывающим.

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).