Общественный и государственный строй Древнего Рима в период республики - Государственный строй Древнего Рима в период республики

Содержание материала

Государственный строй Древнего Рима в период республики

В период республиканской истории основными учреждениями власти стали магистраты, сенат и народные собрания, а основными сословиями — патриции и плебеи, к которым впослед­ствии прибавилось сословие всадников. Такое устройство и рас­пределение власти следует отнести к разряду аристократических, поскольку многие важные должности в республике оказались вы­борными и осуществляемыми без материального вознаграждения, и все должности такого рода были заняты на протяжении дли­тельного времени представителями нескольких патрицианских родов.

К началу III в. богатая плебейская верхушка объединилась с патрицианской аристократией в одну коалицию, названную нобилитетом (собранием благород­ных).

Магистраты и эдикты

Магистратами в Риме называли раз­личные должностные лица (консулы, преторы, цензоры, эдилы и др.), имевшие определенный круг деятельности: командование вой­сками, управление провинцией, отправление правосудия и др. Эти лица, как правило, обращались к народу на сходках с указом, в котором они знакомили с программой своей деятельности или по­мещали распоряжения, касающиеся отдельных лиц или случаев. Указы эти сначала сообщались в устной форме и назывались эдик­тами (от "объявление, распоряжение"), а потом их стали писать на белой доске (альбум) черными буквами с заглавными буквами красного цвета.

Эдикты магистратов обладали двумя важными атрибутами властного характера:

  1. юрисдикцией (личное отправление правосудия магистратом в силу закона или через по­средство судьи, который уполномочивался на это магистратом);
  2. империумом (полнота высшей власти, предоставляемой ма­гистрату для проведения определенного рода мероприятий, на­правленных на обеспечение общего блага).

Самым важным различием между обладателями магистратской власти являлось обладание или необладание властью в ее разновидности, именуемой империумом. Империум принадлежал по праву консулам, преторам и диктаторам.
Внешним атрибутом империума были фасции — розги, пере­вязанные ремнями, из которых торчит лезвие секиры. Их несли ликторы-телохранители магистрата. Розги и секира символизиро­вали право на принуждение и на казнь ослушников. Вначале фас­ции и телохранители входили в атрибуты царской власти, затем телохрани­тели-ликторы стали сопровождать консулов и преторов.

Существовали следующие принципы подбора, утверждения должностных лиц республики и контроля за их деятельностью:

  1. все должности избирались на народном собрании, центуриатном или трибутном в зависимости от полномочий по заполнению должнос­тей, признаваемых за этими собраниями.
  2. практически все магис­траты избирались в должности сроком на один год, и только цен­зоры избирались сроком на пять лет. Срок полномочий консулов мог продлеваться во время военных действий, когда им вручалась вся полнота власти.
  3. каждая магистратская должность в республике замещалась не одним, а двумя или несколькими должностными лицами в обес­печение коллегиальности в отправлении этих властных должнос­тей. Причем каждый из коллег имел право своеобразного вето (запрета) на действия своих коллег по должности. И это право на вмешательство получило название права интерцессии.
  4. все должности выстраивались в особой иерархической соот­несенности и соподчиненности. Это означало, что все нижестоящие чиновники были обязаны подчиняться вышестоящим, а вышесто­ящие имели право интерцессии на решения нижестоящих.
  5. все магистраты исполняли свои функции безвозмездно, т.е. без материального вознаграждения, что делало эти должности недо­ступными для малоимущих. И "уволить" их с должности до исте­чения срока полномочий не мог никто, даже избравший их народ.
  6. если чиновники использовали свою власть во вред общему благу республики, они могли быть привлечены к от­ветственности.

Основными чиновными персонами в республике были:

  1. консулы;
  2. преторы;
  3. цензоры;
  4. эдилы;
  5. квесторы.

Два консула возглавляли всю систему магистратуры и были поначалу наследниками царских полномочий и функций. Впослед­ствии их полномочия были сведены к военному командованию со всеми вытекающими отсюда полномочиями и заботами. Консулы име­ли право председательствовать в сенате, созывать и поочередно председательствовать в народных собраниях.
По обычаю консулам доверялось представлять законопроекты центуриатным и трибутным собраниям.
Оба консула имели равные властные полномочия и поэтому при обсуждении важных государственных дел часто советовались (кон­сультировались) друг с другом.

Преторы (впереди идущие) вначале были приближенными консулов. Со временем они стали заместителями консулов в делах по управлению внутренней городской общиной римлян (с названи­ем "младший коллега консула"), однако с гораздо меньшими пол­номочиями. Из полномочий претора по поддержанию общественного по­рядка возникло и развилось его право на разрешение судебных споров.

Цензор был облечен полномочиями по составлению так назы­ваемого ценза — списка населения с последующим распределени­ем граждан по трибам, классам, центуриям, а также списка се­наторов. В процессе осуществления этих дел цензор имел возмож­ность весьма значительного влияния на статус отдельных лиц. Цензоры избирались из числа бывших консулов, ставших сенаторами, и отличались общепризнанной достойной репутацией. Одна из забот цензора состояла в наблюдении за нравствен­ным обликом не только магистратов или сенаторов, но и рядовых сограждан.

В обязанности эдила входило исполнение функций по органи­зации и контролю за общественным порядком — на улицах, рын­ках и т.д.

Квестор первоначально проводил дознание по публичным деликтам, но впоследствии сосредоточился на заведовании казной и архивом.

Народные трибуны как должность были учреждены для защиты интересов плебеев, и избирались они из среды только пле­беев. Трибуны стали контролерами действий патрициев в сенате, а также магистратов на всех уровнях управления делами общины. Они обладали правом вето на любое решение сената или магистрата и даже на принятое судебное решение. Любой житель имел право обратиться к трибуну за помощью и защитой. Личность плебейского трибуна была священной и не­прикосновенной.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).