Общественный строй восточных славян
В VII-IX вв. восточные славяне переживали разложение родоплеменного строя.
Признаки разложения родоплеменного строя восточных славян:
- община изменялась от родовой к соседской;
- частная собственность уже существовала, но скот оставался в общем владении, имущественного неравенства внутри общин еще не было;
- выделение родоплеменной знати (князья и старейшины).
В родовой общине все ее члены родственники — члены одного рода. Они совместно ведут хозяйство и владеют имуществом.
В соседской общине основой становится не кровное родство, а близость проживания. Соседи ведут хозяйство индивидуально, имеют частную собственность. Вместе с тем они чаще всего являются родственниками. Могут совместно осуществлять некоторые работы, например расчистку земли из-под леса. Пастбища, лесные угодья, места лова рыбы, как правило, не входят в частную собственность.
Князья и старейшины окружали себя дружинами, т. е. вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Таким образом, славянское общество уже подходило к возникновению государственности.
Каждое племя имело своего князя (от общеславянского «кнез», означающего «вождь»). Одним из таких племенных вождей VI (VII) в. был Кий, княживший в племени полян, которого русская летопись «Повесть временных лет» называет основателем Киева.
Замечание: Некоторые историки даже полагают, что Кий стал родоначальником древнейшей племенной княжеской династии, но это мнение не разделяется другими авторами. Многие исследователи считают Кия легендарной фигурой.
Возникновение государства восточных славян
Возникновение государства у восточных славян летопись «Повесть временных лет» связывает с призванием варягов. По изложенной в ней легенде, словене, кривичи и чудь, стремясь преодолеть междоусобицы, призвали на княжение варягов (норманнов) из-за моря. Три варяжских вождя: братья Рюрик, Трувор и Синеус стали княжить соответственно в Новгороде, Изборске, Белоозере. После смерти братьев Рюрик правил здесь один (862-879).
Дружинники Рюрика Аскольд и Дир отпросились у него идти «на греки», однако осели в Киеве и княжили там.
После смерти Рюрика его дружинник Олег с малолетним сыном Рюрика Игорем отправился на юг, заманил в ловушку и убил Аскольда и Дира, а сам с 879 г. стал править в Киеве, позже объединив под своей властью Киев и Новгород (882-912).
На основе легенды во второй четверти XVIII в. возникла норманнская теория, сформулированная Г. 3. Байером, Г. Ф. Миллером и А. Л. Шлёцером. Она утверждала, что государство у восточных славян создали пришельцы-скандинавы, т. е. германцы (скандинавские народы принадлежат к германской языковой группе).
Русские ученые-монархисты XIX в. на основе норманнской теории доказывали невозможность революционных потрясений в России. Они рассуждали так: на Западе государство зародилось в результате завоевания, а в России — в результате добровольного призвания, поэтому на Западе отношения между властью и подданными с самого начала были враждебными, а в России — мирными.
Некоторыми западными, в основном немецкими, учеными XIX в. норманнская теория использовалась для того, чтобы объявить славян неполноценным народом, не способным самостоятельно создать государство.
В середине XX в. эти утверждения взяла на вооружение гитлеровская пропаганда, провозгласившая славян расово неполноценными.
В русской науке реакцией на норманизм стал крайний анти-норманизм — стремление доказать, что или варягов на Руси не было совсем, или они не сыграли сколько-нибудь существенной роли в становлении Древнерусского государства. Таких взглядов придерживались, в частности, М. В. Ломоносов, Д. И. Иловайский.
Сегодня в науке подобные крайности почти не встречаются. Серьезные ученые на Западе давно уже не пишут о том, что славяне получили государственность извне. В то же время большинство российских авторов считает, что первыми общерусскими князьями действительно были варяги. Правда, продолжаются споры о том, были варяги скандинавами или западными славянами, жившими на южном побережье Балтийского моря (польское Поморье).
- историчность Рюрика;
- вымышленность Трувора и Синеуса;
- варяжское происхождение первых русских князей, имена которых явно скандинавские (Олег — Хельг, Игорь — Ингварь, Ольга — Хельга).
В то же время все историки разделяют мнение о том, что призвание варягов не являлось началом государственности на Руси.
Государство возникло в результате закономерного развития восточнославянского общества.
Скорее всего, враждующие племена призвали норманнов как нейтральную силу, способную прекратить усобицы. Варяги не были связаны ни с одной из враждующих группировок и потому в равной степени устраивали всех. Варягов призывали на княжение, следовательно, сама эта форма власти у славян уже существовала.