Общественный строй восточных славян

Общественный строй восточных славян

В VII-IX вв. восточные славяне переживали раз­ложение родоплеменного строя.

Признаки разложения родоплеменного строя восточных славян:

    1. община изменялась от родовой к соседской;
    2. частная собственность уже существовала, но скот оставался в общем владении, имуще­ственного неравенства внутри общин еще не было;
    3. выделение родоплеменной знати (князья и старейшины).

Отличие родовой общины от соседской

В родовой общине все ее члены родственники — члены одного рода. Они совме­стно ведут хозяйство и владеют имуществом.

В соседской общине основой стано­вится не кровное родство, а близость проживания. Соседи ведут хозяйство инди­видуально, имеют частную собственность. Вместе с тем они чаще всего являются родственниками. Могут совместно осуществлять некоторые работы, например расчистку земли из-под леса. Пастбища, лесные угодья, места лова рыбы, как правило, не входят в частную собственность.

Князья и старейшины окружали себя дружинами, т. е. вооруженной силой, не за­висящей от воли народного собрания и способной принудить ря­довых общинников к повиновению. Таким образом, славянское общество уже подходило к возникновению государственности.

Каждое племя имело своего князя (от общеславянского «кнез», означающего «вождь»). Одним из та­ких племенных вождей VI (VII) в. был Кий, княживший в племе­ни полян, которого русская летопись «Повесть временных лет» называет основателем Киева.

Замечание: Некоторые историки даже полагают, что Кий стал родоначальником древнейшей племенной княжеской династии, но это мнение не разделяется другими авторами. Мно­гие исследователи считают Кия легендарной фигурой.

Возникновение государства восточных славян

Возникновение государства у восточных славян летопись «Повесть временных лет» связывает с призванием варягов. По изложенной в ней легенде, словене, кривичи и чудь, стремясь преодолеть междо­усобицы, призвали на княжение варягов (норманнов) из-за мо­ря. Три варяжских вождя: братья Рюрик, Трувор и Синеус стали княжить соответственно в Новгороде, Изборске, Белоозере. По­сле смерти братьев Рюрик правил здесь один (862-879).

Дружинники Рюрика Аскольд и Дир отпросились у него идти «на греки», однако осели в Киеве и княжили там.

После смерти Рю­рика его дружинник Олег с малолетним сыном Рюрика Игорем отправился на юг, заманил в ловушку и убил Аскольда и Дира, а сам с 879 г. стал править в Киеве, позже объединив под своей властью Киев и Новгород (882-912).

Норманнская теория государственности восточных славян

На основе легенды во второй четверти XVIII в. возникла нор­маннская теория, сформулированная Г. 3. Байером, Г. Ф. Мил­лером и А. Л. Шлёцером. Она утверждала, что государство у вос­точных славян создали пришельцы-скандинавы, т. е. германцы (скандинавские народы принадлежат к германской языковой группе).

Русские ученые-монархисты XIX в. на основе норманн­ской теории доказывали невозможность революционных потря­сений в России. Они рассуждали так: на Западе государство заро­дилось в результате завоевания, а в России — в результате добро­вольного призвания, поэтому на Западе отношения между властью и подданными с самого начала были враждебными, а в России — мирными.

Некоторыми западными, в основном немецкими, учеными XIX в. норманнская теория использовалась для того, чтобы объ­явить славян неполноценным народом, не способным самостоя­тельно создать государство.

В середине XX в. эти утверждения взяла на вооружение гит­леровская пропаганда, провозгласившая славян расово неполно­ценными.

В русской науке реакцией на норманизм стал крайний анти-норманизм — стремление доказать, что или варягов на Руси не было совсем, или они не сыграли сколько-нибудь существенной роли в становлении Древнерусского государства. Таких взглядов придерживались, в частности, М. В. Ломоносов, Д. И. Иловай­ский.

Сегодня в науке подобные крайности почти не встречаются. Серьезные ученые на Западе давно уже не пишут о том, что сла­вяне получили государственность извне. В то же время большин­ство российских авторов считает, что первыми общерусскими князьями действительно были варяги. Правда, продолжаются споры о том, были варяги скандинавами или западными славя­нами, жившими на южном побережье Балтийского моря (поль­ское Поморье).

Большинство ученых признает:
  • историчность Рюрика;
  • вымышленность Трувора и Синеуса;
  • варяжское происхождение первых русских князей, имена которых явно скандинавские (Олег — Хельг, Игорь — Ингварь, Ольга — Хельга).

В то же время все историки разделяют мнение о том, что при­звание варягов не являлось началом государственности на Руси.

Государство возникло в результате закономерного развития вос­точнославянского общества.

Скорее всего, враждующие племена призвали норманнов как нейтральную силу, способную прекра­тить усобицы. Варяги не были связаны ни с одной из враждую­щих группировок и потому в равной степени устраивали всех. Варягов призывали на княжение, следовательно, сама эта форма власти у славян уже существовала.

0.5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий