Оперативно-розыскные учеты

Понятие криминалистических учетов

Криминалистические учеты предназначены для диагностических и идентификационных целей по индивидуальным приметам и другим признакам объектов, когда установочные данные неизвестны или скрываются.

Криминалистические учеты обязательно имеют причинно-следственную связь с событием преступления, регистрационные признаки объектов выявляются путем исследования с использованием криминалистической техники и специальных познаний. Каждый правоохранительный орган, в составе которого имеются следственные подразделения или подразделения дознания, оперативно-розыскные и экспертно-криминалистические службы, формирует и ведет свои криминалистические учеты.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:

В рамках криминалистических учетов, которые ведутся обычно в органах внутренних дел, накапливается, обрабатывается и используется информация, характеризующая (по Аверьяновой, Белкину):

    • способы совершения преступлений;
    • лиц, пропавших без вести;
    • неопознанные трупы граждан;
    • похищенное, утерянное, изъятое, добровольно сданное нарезное огнестрельное оружие;
    • пули, гильзы, патроны со следами оружия, изымаемые на местах происшествий;
    • следы рук, изымаемые с мест нераскрытых преступлений;
    • следы орудий взлома и инструментов, изымаемые на местах происшествий (по нераскрытым преступлениям);
    • поддельные денежные знаки;
    • поддельные документы, изготовленные полиграфическим способом;
    • поддельные рецепты на получение сильнодействующих лекарственных препаратов или наркотических веществ.

Различают следующие виды криминалистических учетов:

  1. учет по способам совершения преступлений;
  2. учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, неизвестных больных и детей;
  3. учет следов пальцев рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений, и лиц, взятых милицией на учет (следотека);
  4. учет похищенного, утерянного, изъятого, добровольно сданного нарезного огнестрельного оружия;
  5. учет стреляных пуль, гильз и боеприпасов со следами оружия (пулегильзотека);
  6. учет поддельных денежных знаков;
  7. учет поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом;
  8. учет поддельных медицинских рецептов на получение наркотических и сильнодействующих лекарственных средств, а также образцов почерка лиц, осуществляющих их подделку.

Исходя из анализа материалов нескольких учебников, целесообразно следующее деление:

Криминалистические учеты включают в себя:

1) экспертно-криминалистические учеты:

    • учет по способам совершения преступлений;
    • учет следов пальцев рук, изъятых с мест нераскрытых преступлений, и лиц, взятых милицией на учет (следотека);
    • учет стреляных пуль, гильз и боеприпасов со следами оружия (пулегильзотека);
    • учет поддельных денежных знаков;
    • учет поддельных документов, изготовленных полиграфическим способом;
    • учет поддельных медицинских рецептов на получение наркотических и сильнодействующих лекарственных средств, а также образцов почерка лиц, осуществляющих их подделку.

2) оперативно-розыскные учеты:

    • учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, неизвестных больных и детей;
    • учет похищенного, утерянного, изъятого, добровольно сданного нарезного огнестрельного оружия;
    • учет похищенных и изъятых номерных вещей;
    • др. учеты, связанные с розыском.

Оперативно-розыскные учеты

Учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, неизвестных больных и детей

Учет лиц, пропавших без вести, неопознанных трупов, неизвестных больных и детей осуществляется на уровне ГИЦ МВД РФ, а также на региональном уровне, и представляет собой систему взаимосвязанных картотек, которые объединяют опознавательные карты единого образца, содержащие формализованные описания внешних признаков человека. Этому учету подлежат:

  • лица, исчезнувшие без видимых к тому причин, если неизвестны их судьба и местонахождение;
  • несовершеннолетние, бежавшие из школ-интернатов, детских домов и других учреждений;
  • душевнобольные, престарелые, инвалиды и иные люди, личность которых невозможно установить;
  • неопознанные трупы (в том числе скелетированные и расчлененные).

На лицевую сторону карты безвестно отсутствующего заносятся демографические данные, указываются обстоятельства и место исчезновения, дата подачи заявления и меры, принятые к отысканию безвестно отсутствующего. Нижняя часть карты и половина ее оборотной стороны отведены для детального описания примет исчезнувшего, одежды, обуви и личных вещей. К карте приобщаются две фотографии.

На неопознанный труп заполняется аналогичная карта, где указывается, когда и где он обнаружен, время и причины смерти, следственные мероприятия, осуществленные для установления .его личности, подробно отображаются все анатомические особенности трупа, особые приметы (в том числе родимые пятна, татуировки и т. п.), данные об одежде, обуви, личных вещах. На оборотной стороне размещаются отпечатки пальцев и фотографии, выполненные по правилам опознавательной съемки.

Опознавательные карты обязательно проверяются по алфавитной картотеке лиц, привлеченных к уголовной ответственности. В свою очередь картотека пропавших без вести используется при проверке лиц, доставленных в органы милиции или поступивших без документов в дома престарелых и инвалидов; лечебные учреждения. Поступающие в картотеку неопознанных трупов опознавательные карты проверяются по картотекам без вести пропавших и лиц, объявленных в розыск.

В необходимых случаях привлекаются специалисты в области портретной и дактилоскопической идентификации. Для установления личности неопознанного трупа используются методы пластической реконструкции прижизненного облика по черепу и компьютерного моделирования.

Учет похищенного, утерянного, изъятого, добровольно сданного нарезного огнестрельного оружия

Учет похищенного, утерянного, изъятого, добровольно сданного нарезного огнестрельного оружия ведется на центральном и региональном уровнях. В карточках на оружие указывается:

  • его вид, модель, номер, калибр, страна (завод)-изготовитель;
  • когда, где и при каких обстоятельствах оно похищено, утрачено, найдено или изъято;
  • орган внутренних дел, ведущий розыск.

В ИЦ регистрационные карточки систематизируются по видам оружия. Внутри разделов они располагаются по системам и моделям, а также в порядке возрастания номеров. Оружие снимается с учета в связи с его обнаружением либо по истечении десяти лет с момента постановки на учет.

Если на изъятом или сданном оружии имеются следы изменения номера, серии, года выпуска, а также если эти обозначения забиты или неявно выражены, оно отправляется в экспертно-криминалистическое подразделение. Если предполагается, что оружие применялось в преступных целях, после заполнения регистрационных документов его вместе с изъятыми патронами также необходимо направить на экспертизу для экспериментального отстрела и последующей проверки по пулегильзотеке.

 

Фонотеки голоса и речи лиц, представляющих оперативный интерес, создаются по согласованию с ЭКЦ МВД России в экспертно-криминалистических подразделениях МВД, УВД. Централизованная фонотека воров в законе, авторитетов уголовной среды и других лиц, представляющих оперативный интерес для органов внутренних дел, ведется в ЭКЦ МВД России.

Помимо описанных в ряде органов внутренних дел ведутся инициативные учеты неномерных вещей, следов транспортных средств и обуви, микрообъектов, изъятых с мест нераскрытых преступлений, а также субъективных портретов.

 
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).