Операции над понятиями

Движение мышления от понятия к понятию и раскрытие их содержания осуществляется посредством следующих логических операций:

    1. обобщение,
    2. ог­раничение,
    3. деление,
    4. определение и др.

Обобщение и ограничение понятий

Обобщение – это логическая операция перехода от понятия с меньшим объемом и большим содержанием к понятию с большим объемом и меньшим содержанием.

Обобщение понятийДругими словами, это логическая операция пе­рехода от вида к роду путем отбрасывания видообразующих признаков.

Пример:

Если из содержания понятия «ЧелГУ» исключить видовые признаки, то получим родовое понятие «университет», дальнейшим обобщением бу­дет «высшее учебное заведение». ЧелГУ (А) Универ­ситет (В) Высшее учебное заведение (С).

Обратной операции обобщения является операция ограничения понятий.

Ограничение – логическая операция перехода от понятия с большим объемом и меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом и большим содержанием.

Другими словами, переход от рода к виду путем прибавления к содержа­нию родового понятия видообразующего признака.

Пример:

Если в вышеприведенном примере взять за исходное понятие «Высшее учебное заведение», то понятие «университет» можно рассматривать как его ограничение, а понятие «ЧелГУ» будет ограничением последнего.

Обе эти операции подчиняются закону обратного отношения между объемом и содержанием понятия:

    • Чем больше объем понятия, тем меньше мы знаем о предмете.
    • Чем больше мы знаем о предмете, тем меньше его объем.

Пределом операции обобщения являются категории.

Предел операции ог­раничения – единичные понятия.

Деление понятий

Деление – это логическая операция, раскрывающая объем понятия.

Например:

    • органы чувств разделяются на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса;
    • учебные заведения – на высшие, средние специальные;
    • учеб­ные занятия – на лекции и семинары.

Структура деления:

  • Делимое понятие (А) – это понятие, объем которого необходимо рас­крыть.
  • Основание деления (С) – признак, по которому производится деление.
  • Члены деления (а, в, с ...) – это результат деления.

Например:

Делимое понятие (А) – учебное занятие. Основание деления (С) – форма проведения. Члены деления – (а) семинары, (в) лекции.

Правила деления:

    1. Правило соразмерности: объем делимого понятия должен быть равен сумме объемов членов деления. Ошибки, возникающие при нарушении этого правила:
      • Деление с недостающими членами (неполное деление). Подобный вид ошибки возникает, когда названы не все члены деления. Например: «Стили текста делятся на научный, публицистический, лите­ратурный и официально-деловой» (не назван разговорный).
      • Деление с лишними членами. При допущении такой ошибки бывают названы виды, не соответствую­щие основанию деления. Например: «Стили текста делятся на научный, публицистический, лите­ратурный, официально-деловой, разговорный и произносимый с целью убеж­дения» (с целью убеждения может быть использован любой из перечисленных стилей).
    2. Правило несовместимости: члены деления должны быть несовместимыми друг с другом понятиями; в противном случае объемы членов деления будут иметь общие элементы – станут совместимыми понятиями. Например: «Стили текста делятся на научный, публицистический, лите­ратурный, официально-деловой, разговорный и художественный» (художест­венный и литературный – тождественные понятия).
    3. Деление должно осуществляться только по одному основанию. Ошибка носит название «подмена основания». Например: головы бывают умными, неумными и 58-го размера. Наличие ума и размер головы – различные основания деления.
    4. Правило последовательности требует, чтобы деление осуществлялось путем перехода от родового понятия к ближайшим его видам. Нарушение этого правила ведет к ошибке «скачок в делении». Например: «Преступления делятся на умышленные, неумышленные и со­вершенные по неосторожности». Преступления, совершенные по неосторожно­сти, входят в объем неумышленных преступлений.

Виды деления

Деление бывает двух видов:

    1. дихотомическое деление и
    2. деление по видообразующему (видоизмененному) признаку.

Подробнее

Дихотомия (дихотомическое деление) (от греч. dicha и tome – рассече­ние на две части) – это деление объема понятия на две взаимоисключающие части, полностью исчерпывающие объем делимого понятия. Основанием дихо­томического деления объема понятия служит наличие или отсутствие видообразующего признака.

Другими словами, дихотомия – это деление понятия на два противореча­щих.

Например: «Студент: успевающий и неуспевающий», «Человек: плохой и неплохой».

Дихотомическое деление – простая и очевидная операция, но ее сущест­венным недостатком является недостаточная определенность второго (отрица­тельного) члена деления, а при последующих шагах его четкость и последова­тельность еще более снижаются.

Деление по видообразующему признаку – это деление понятия на виды по какому-то определенному признаку (основанию деления).

Члены деления по видообразующему признаку – соподчиненные понятия.

Например: «Время суток делится на утро, день, вечер, ночь».

Частным случаем деления по видоизменению признака является класси­фикация.

Классификация – это распределение предметов по группам (классам), где каждый элемент имеет свое определенное место.

Различают два вида классификации:

Естественная классификация – это распределение предметов по группам (классам) на основании их существенных признаков (Таблица Менделеева: в ней химические элементы расположены в порядке возрастания их атомного ве­са). Деление людей по группе крови (группа крови является существенным признаком человека, если речь идет о его здоровье).

Вспомогательная классификация – на основании несущественных при­знаков. Например: Классификация по алфавиту – вспомогательная, так как бук­ва, с которой начинается фамилия человека, отнюдь не является существенным признаком для его характеристики. Тем не менее нам удобно пользоваться ал­фавитом, поскольку это во многом облегчает работу.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий