Деятельность следователя не может быть целенаправленной и эффективной, если она не будет должным образом спланирована и организационно упорядочена. Следственная практика свидетельствует, что бесплановое, неорганизованное расследование даже простых преступлений, совершенных в условиях очевидности, зачастую приводит к оправдательному приговору.
Мысленная модель всего хода расследования должна быть овеществлена путем построения письменного (графического) плана. Вариант «все держу в голове» неоптимален и дает сбои даже у наиболее опытных следователей, особенно при расследовании многоэпизодных и многосубъектных преступлений, а также при одновременном расследовании ряда уголовных дел, что для следственной практики наиболее характерно.
Организация расследования преступлений
Организация расследования преступлений (в широком смысле слова) - составная часть государственной программы по борьбе с преступностью, собирательное понятие, имеющее несколько интерпретаций:
- система общих научных положений и практических рекомендаций, направленных на упорядочение совместной деятельности подразделений соответствующих ведомств по раскрытию, расследованию и профилактике преступлений;
- комплекс ведомственных управленческих мероприятий, обеспечивающих наиболее оптимальные условия функционирования для следственного аппарата;
- комплекс криминалистических рекомендаций, реализуемых в типичных ситуациях расследования каждого конкретного преступления;
- особенности проведения тактических комбинаций и операций в рамках производства по уголовному делу.
Организация расследования преступлений (в теоретическом плане) - это система общих научных положений, направленных на упорядочение правоохранительной деятельности уполномоченных на ее ведение ведомств; категория, объединяющая комплекс научно-правовых предписаний, регулирующих деятельность по расследованию преступлений в рамках борьбы с преступностью на общегосударственном уровне.
Организация расследования преступлений базируется на положениях научной организации труда и науки управления. Управление расследованием - это криминалистическое и процессуальное руководство, осуществляемое следователем в рамках производства по делу, одной из стержневых задач которого является обеспечение согласованности действий всех участников процесса.
Содержание организации расследования преступлений
Основное содержание организационной деятельности – регламентация состояний элементов внутри системы и окружающей среды, а также взаимодействий элементов между собой.
Направления регламентации зависят от разнообразия элементов, их коммуникативных особенностей (интерфейса). С учетом этого подбираются определенные функции упорядочения. Изменения элементов внутри системы или во внешней среде, их интерфейса - повод для актуализации новых функций упорядочения. Регламентация упорядочивания элементов осуществляется по множеству направлений и признаков:
- времени;
- пространства;
- формирования функциональных обязанностей;
- расписания очередности выполнения;
- задания номенклатуры объектов и действий;
- ограничения объемов и сфер принятия решений;
- установления количественных измерителей действий;
- установления норм расходования и нормативов применения;
- подчиненности, подотчетности;
- ограничения прав распоряжения;
- установления приоритетов действий;
- стимулирования действий;
- формирование мотивов и интересов;
- профессионализма и квалификации;
- ответственности;
- выбора контактных объектов или субъектов;
- установления алгоритмов принятия решений для различных ситуаций и др.
В любом случае, организация расследования преступлений должна включать мероприятия, направленные на:
- создание условий для своевременного и активного выявления признаков преступлений оперативно-розыскными и процессуальными мерами;
- обеспечение готовности подразделений правоохранительных органов к раскрытию подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлений;
- организацию деятельности дежурных частей, следственно-оперативных групп для работы на местах происшествий и в целом по обеспечению раскрытия и расследования преступлений по горячим следам.
Содержание организации раскрытия и расследования преступлений целесообразно рассматривать по этапам производства по уголовным делам:
- на первоначальном этапе (первоначальные процессуальные действия, оперативно-розыскные и иные мероприятия);
- на последующих этапах производства по уголовным делам (в т.ч по делам, приостановленных производством);
- на заключительном этапе.
Организационная деятельность следователя направлена на обеспечение наиболее оптимальных условий реализации плана с согласованием, конкретизацией, упорядочением и совершенствованием структуры расследования. Базируясь на грамотной оценке следственной ситуации, сложившейся к началу расследования, организационная деятельность предполагает обеспечение готовности участников расследования к активным действиям и взаимодействию, наличие, исправность и комплектность технико-криминалистических средств, исправность транспорта, средств связи и др.
Организация раскрытия и расследования преступлений на первоначальном этапе производства по уголовным делам
Организация деятельности на первоначальном этапе производства по уголовным делам многовариантна. Она определяется выявлением признаков конкретных преступлений и предполагает:
- создание условий для своевременного и активного выявления признаков преступлений оперативно-розыскными и процессуальными мерами;
- обеспечение готовности подразделений правоохранительных органов к раскрытию подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлений;
- организацию деятельности дежурных частей, следственно-оперативных групп для работы на местах происшествий и в целом по обеспечению раскрытия и расследования преступлений по горячим следам.
Организация раскрытия и расследования преступлений на последующих этапах производства по уголовным делам
После осуществления предусмотренных законом первоначальных процессуальных действий, оперативно-розыскных и иных мероприятий в производстве по уголовному делу наступает новый этап – последующий. Его значение заключается в логическом продолжении мероприятий, начатых при возбуждении уголовного дела и на первоначальном этапе расследования.
Организуя взаимодействие, следователь и соответствующие руководители должны обеспечивать преемственность мероприятий первоначального этапа, определять организационные формы взаимодействия, его характер и содержание с учетом того, раскрыто или не раскрыто преступление на первоначальном этапе, задержан подозреваемый или скрылся от органов расследования.
После установления лица, совершившего преступление, принимаются меры для привлечения его к уголовной ответственности в качестве обвиняемого. Предъявление обвинения не всегда ведет к прекращению взаимодействия. После этого нередко основные усилия участников взаимодействия должны быть нацелены на всестороннее и полное установление всех обстоятельств, характеризующих предмет доказывания по уголовному делу.
Если преступление на первоначальном этапе производства по делу оказывается нераскрытым, руководители органов внутренних дел, следственного аппарата и оперативно-розыскных подразделений на последующих этапах обеспечивают:
- согласованную работу сотрудников оперативно-розыскных подразделений со следователями и другими участниками взаимодействия по построению и отработке версий;
- квалифицированное осуществление оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий, проведение которых следователем может быть поручено органам дознания;
- применение оперативно-розыскных возможностей для отработки версий, оперативной проверки подозреваемых, проверки показаний потерпевших, свидетелей, подозреваемых и обвиняемых;
- активное использование достижений науки и техники для раскрытия преступления;
- анализ информации о новых преступлениях с тем, чтобы обнаружить противоправные действия преступников, если они будут продолжаться, а также ретроспективный анализ информации о ранее совершенных преступлениях;
- контроль за деятельностью участников раскрытия преступлений, оказание им эффективной практической и методической помощи.
Как показывает практика, эффективными являются следующие мероприятия, планируемые и проводимые на дальнейших этапах производства по уголовным делам:
- дополнительные и повторные проверки по учетам;
- ориентирование более широкого круга правоохранительных подразделений и органов о нераскрытых преступлениях;
- анализ материалов о других преступлениях (в том числе совершенных сходными способами);
- направление заданий в места лишения свободы;
- активный поиск добытого преступным путем имущества;
- дополнительные опросы населения, поиск орудий и следов преступления на местности (если есть сомнения, что раньше это было сделано недостаточно профессионально);
- повторные осмотры мест происшествий и прилегающих к ним территорий;
- использование обнаруженных на месте происшествия вещественных доказательств для выявления лиц, причастных к преступлению;
- проверка заподозренных и других причастных к преступлению лиц, если она на первоначальном этапе производства по делу не проводилась или проводилась поверхностно.
На практике деятельность следователя по организации расследования неотделима от планирования, одновременно с которым осуществляются мобилизация и распределение сил и средств в целях решения возникающих задач.
Планирование расследования
Планирование расследования - это деятельность следователя по определению путей, средств и методов (включая порядок и сроки их реализации) поэтапного решения уголовно-процессуальных и тактических задач в ходе проверки выдвинутых по делу версий.
Планирование можно рассматривать как научную основу деятельности следователя, метод непосредственной организации его работы в процессе расследования преступлений;
Суть планирования заключается в определении задач, которые предстоит решать, в сочетании с разработкой оптимальной системы действий, обеспечивающих их успешное решение в кратчайшие сроки.
Планирование расследования преступлений включает:
- планирование отдельного следственного действия;
- планирование следствия по уголовному делу;
- планирование работы по группе уголовных дел;
- планирование работы группы следователей.
Принципы планирования расследования:
- индивидуальность,
- динамичность,
- конкретность,
- реальность,
- оптимальность.
Индивидуальность планирования означает, что по всем уголовным делам должен составляться свой план расследования с учетом ситуаций, характерных для данного конкретного случая. Не бывает двух абсолютно одинаковых преступлений, соответственно не может быть и двух идентичных планов расследования. Индивидуальность каждого преступления требует творческого подхода к составлению плана, учета закономерностей поведения участников процесса в типичных ситуациях производства следственных действий в ходе производства по каждому отдельно взятому уголовному делу.
Динамичность планирования предполагает обязательность учета модификации следственных ситуаций, их изменения от исходных к промежуточным, а затем к конечным. В этом принципе находит отражение диалектическая закономерность развития событий, необходимость поиска и изучения новой информации, учета, оценки полученных результатов, корректировки плана по ходу его выполнения. План расследования может изменяться, уточняться, дополняться даже в процессе его составления, если поступает новая информация, которая ранее не была известна следователю.
Конкретность планирования увязывается с необходимостью составления детальных (по всем параметрам) планов. План расследования должен содержать информацию обо всех вопросах, подлежащих разрешению (преимущественно в контексте проверки выдвинутых версий), намечаемых следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях, сроках и условиях материально-технического обеспечения их производства, исполнителях, порядку привлечения специалистов и т.д.
Реальность планирования заключается в том, что оно должно быть не просто увязано с процессом выдвижения версий, но и обеспечено необходимыми для их проверки ресурсами, гарантирующими возможность выполнения намеченных мероприятий в установленные сроки.
Оптимальность планирования предполагает, что составленный план на данном этапе расследования окажется наиболее эффективным для достижения поставленных целей, в том числе с учетом необходимости решения целого ряда задач в условиях тактического риска, что требует разработки резервных вариантов выполнения отдельных действий, тактических комбинаций, операций.
Организация и планирование расследования — понятия не тождественные:
- планирование нацелено на построение и уточнение мысленной модели проводимого следствия от его начала до конца,
- организация призвана оптимально реализовать разработанный план, т.е. имеет обеспечительный характер.
При планировании расследования осуществляется анализ исходной информации, построение следственных версий, определение задач расследования, путей и способов их решения, выбор оптимальной формы плана, контроль исполнения намеченных действий и мероприятий, анализ поступающей информации, ее учет при корректировке плана.
Оптимальна письменная форма плана, содержащая такие данные (при необходимости - по каждой из версий):
- наименование уголовного дела;
- дата его возбуждения;
- срок окончания расследования;
- лицо (лица), содержащееся под стражей и с какого времени;
- дата предъявления обвинения;
- вопросы и обстоятельства, следственные и иные действия, необходимые для их разрешения и установления;
- сроки;
- исполнители;
- отметка о выполнении;
- результат (что удалось установить).
При расследовании групповых многоэпизодных преступлений, по которым работает следственно-оперативная группа или бригада следователей, общий план состоит из частных планов, которые составляют сотрудники, действующие на определенных участках работы. Их распределение в таком коллективе зависит от специфики расследуемого дела. Иногда это отдельные эпизоды или версии, подлежащие проверке. По каждому из направлений составляется свой план. Выполнение общего плана контролирует и корректирует руководитель следственно-оперативной группы (следственной бригады).
При реализации плана расследования не обойтись без планирования отдельных (наиболее сложных и трудоемких) следственных действий, предполагающего:
- анализ исходной информации;
- формулирование задачи, подлежащей разрешению;
- выбор тактических приемов, обеспечивающих ее успешное решение;
- выбор необходимых технико-криминалистических средств;
- определение целесообразности использования оперативных средств и данных, добытых негласным путем;
- установление круга участников следственного действия и их функций;
- уточнение времени и места производства намеченного действия;
- заполнение формы плана его производства.