Основания проведения прокурорских проверок исполнения законов в органах контроля

Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.

Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.

Таким образом, поводами для прокурорской проверки в органах контроля могут быть:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
    1. обращение в прокуратуру (как устное, так и письменное), содержащее информацию о нарушении законности в какой-либо сфере;
    2. материалы СМИ;
    3. задание вышестоящей прокуратуры;
    4. указание прокурора о проведении выборочной проверки исполнения законодательства в определенной организации, данное подчиненным работникам на основании сведений о нарушении законности (внеплановая проверка);
    5. проведение плановой проверки, осуществляемой согласно плану работы прокуратуры на полугодие, в который включена подобная проверка (запланирована на определенный месяц).

 

Выполнение стоящих перед прокуратурой задач по над­зору за исполнением законов предполагает наличие полной и объективной информации о нарушении законов, позволя­ющей систематически анализировать:

    • состояние, структуру и динамику правонарушений;
    • многочисленные обстоя­тельства, способствующие нарушениям.

В широком плане под информационным обеспечением прокурорского надзо­ра за исполнением законов понимается сбор, обработка, хранение (накопление) различных сведений (данных) в процессе его осуществления.

Наибольший интерес для прокуроров представляют сведения о нарушении законов.

Емкими источниками информации о нарушении законов являются:

    1. письменные и устные обращения граждан (жало­бы, заявления), поступающие в прокуратуру;
    2. сообщения средств массовой информации (периодической печати, ра­дио, телевидения);
    3. обращения в прокуратуру руководителей предприятий, учреждений, организаций, предпринимате­лей, фермеров и других юридических лиц, законные инте­ресы которых были нарушены;
    4. сообщения правоохрани­тельных органов и органов контроля о совершении правонарушений и принимаемых ими мерах.

Сведения о на­рушении законов содержатся также в уголовных и граждан­ских делах, материалах прокурорских проверок, представ­лениях, вносимых следователями по уголовным делам.

Разнообразной информацией обладают контролирующие, надзорные и многие другие государственные органы специальной компе­тенции, осуществляющие функции государственного конт­роля за соблюдением законодательства, регулирующего от­ношения в определенных сферах общественной жизни. Поэтому прокуроры путем истребования из таких органов соответствующих материалов и сведений или непосред­ственно при посещении этих органов получают, в частно­сти, информацию:

    • о выявленных ими нарушениях законов, причинах нарушений и способствующих этому условиях;
    • о наступивших вредных последствиях в результате соверше­ния этих нарушений;
    • о принятых или принимаемых мерах по устранению и предупреждению нарушений законов;
    • о числе должностных лиц и граждан, привлеченных к адми­нистративной и иной ответственности;
    • о количестве и сум­мах заявленных исков в суды и арбитражные суды в возме­щение ущерба, причиненного нарушениями законов;
    • о количестве материалов, направленных в органы прокурату­ры и другие правоохранительные органы для решения воп­роса о возбуждении уголовного дела, и другую информа­цию.

В процессе организации работы по надзору за исполнени­ем законов необходимая прокурору информация о нарушении законов может быть получена в различных общественных организациях и движениях. Соответствующую информацию прокуроры получают при изучении и расследовании уголов­ных дел, при участии в рассмотрении судами уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, дел об административных правонарушениях.

Встречаясь с трудовыми и иными коллективами, гражда­нами по месту их жительства, с работниками профсоюзных органов, ведя прием посетителей, участвуя в работе пред­ставительных и исполнительных органов власти, различных совещаний и заседаний, прокуроры нередко получают ин­формацию о нарушениях законов.

Полученная прокурором информация о нарушениях зако­нов подлежит тщательному анализу, который позволяет видеть реальное состояние исполнения законов, определить те законы, которые нарушаются чаще, органы и должност­ных лиц, допускающих эти нарушения.

Глубокий и всесто­ронний анализ позволяет прокурору определить:

    1. содержание первоочередных мероприятий, которые в наибольшей мере могут способствовать предупреждению нарушений законов;
    2. наметить органы, где проверки исполнения зако­нов надлежит провести в первую очередь;
    3. проверки, проведение которых следует поручить другим органам.  

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).