Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы.
Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Таким образом, поводами для прокурорской проверки в органах контроля могут быть:
- обращение в прокуратуру (как устное, так и письменное), содержащее информацию о нарушении законности в какой-либо сфере;
- материалы СМИ;
- задание вышестоящей прокуратуры;
- указание прокурора о проведении выборочной проверки исполнения законодательства в определенной организации, данное подчиненным работникам на основании сведений о нарушении законности (внеплановая проверка);
- проведение плановой проверки, осуществляемой согласно плану работы прокуратуры на полугодие, в который включена подобная проверка (запланирована на определенный месяц).
Выполнение стоящих перед прокуратурой задач по надзору за исполнением законов предполагает наличие полной и объективной информации о нарушении законов, позволяющей систематически анализировать:
- состояние, структуру и динамику правонарушений;
- многочисленные обстоятельства, способствующие нарушениям.
В широком плане под информационным обеспечением прокурорского надзора за исполнением законов понимается сбор, обработка, хранение (накопление) различных сведений (данных) в процессе его осуществления.
Наибольший интерес для прокуроров представляют сведения о нарушении законов.
Емкими источниками информации о нарушении законов являются:
- письменные и устные обращения граждан (жалобы, заявления), поступающие в прокуратуру;
- сообщения средств массовой информации (периодической печати, радио, телевидения);
- обращения в прокуратуру руководителей предприятий, учреждений, организаций, предпринимателей, фермеров и других юридических лиц, законные интересы которых были нарушены;
- сообщения правоохранительных органов и органов контроля о совершении правонарушений и принимаемых ими мерах.
Сведения о нарушении законов содержатся также в уголовных и гражданских делах, материалах прокурорских проверок, представлениях, вносимых следователями по уголовным делам.
Разнообразной информацией обладают контролирующие, надзорные и многие другие государственные органы специальной компетенции, осуществляющие функции государственного контроля за соблюдением законодательства, регулирующего отношения в определенных сферах общественной жизни. Поэтому прокуроры путем истребования из таких органов соответствующих материалов и сведений или непосредственно при посещении этих органов получают, в частности, информацию:
- о выявленных ими нарушениях законов, причинах нарушений и способствующих этому условиях;
- о наступивших вредных последствиях в результате совершения этих нарушений;
- о принятых или принимаемых мерах по устранению и предупреждению нарушений законов;
- о числе должностных лиц и граждан, привлеченных к административной и иной ответственности;
- о количестве и суммах заявленных исков в суды и арбитражные суды в возмещение ущерба, причиненного нарушениями законов;
- о количестве материалов, направленных в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, и другую информацию.
В процессе организации работы по надзору за исполнением законов необходимая прокурору информация о нарушении законов может быть получена в различных общественных организациях и движениях. Соответствующую информацию прокуроры получают при изучении и расследовании уголовных дел, при участии в рассмотрении судами уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, дел об административных правонарушениях.
Встречаясь с трудовыми и иными коллективами, гражданами по месту их жительства, с работниками профсоюзных органов, ведя прием посетителей, участвуя в работе представительных и исполнительных органов власти, различных совещаний и заседаний, прокуроры нередко получают информацию о нарушениях законов.
Полученная прокурором информация о нарушениях законов подлежит тщательному анализу, который позволяет видеть реальное состояние исполнения законов, определить те законы, которые нарушаются чаще, органы и должностных лиц, допускающих эти нарушения.
Глубокий и всесторонний анализ позволяет прокурору определить:
- содержание первоочередных мероприятий, которые в наибольшей мере могут способствовать предупреждению нарушений законов;
- наметить органы, где проверки исполнения законов надлежит провести в первую очередь;
- проверки, проведение которых следует поручить другим органам.