Основные направления развития философии

Для выделения основных направлений развития философии необходимо определить критерии.

Основным в философии традиционно считается вопрос об от­ношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

Материя и сознание (дух) — две неразрывные и в то же вре­мя противоположные характеристики бытия. В связи этим су­ществуют две стороны основного вопроса философии:

    1. онтоло­гическая (основной вопрос: что первично - материя или сознание?);
    2. гносеологическая (познаваем или непознаваем ли мир, что первично в про­цессе познания?).

Направления развития философии и критерии их различения:

1)    критерий - первооснова мира:

Мифология

Мифология (от греч. мифос – предание, сказание; «логос» - слово, понятие, учение) – способ понимания мира, не различающий реальное и иллюзорное; древние сказания о фантастических существах, о делах богов, героев и др. В мифическом мире человек не отделял себя от окружающей природы, напротив, он одушевлял мир, очеловечивал его.

Идеалистическая философия

Дух, идея, сознание составляют первооснову всего сущего. Эти явления идеальные. Идеализм, несмотря на большую разнообразность, проявляется в двух основных формах:

    • объективный идеализм;
    • субъективный идеализм.

Объективный идеализм признает основой мира, его творящим и определяющим началом, «Мировой разум» («Мировой дух», «абсолютная идея»), который существует как объект, независимо от сознания человека. Это духовная сила, стоящая над миром. Материальный же мир – «мир вещей» есть иллюзорный мир, порождаемый на основе «мира идей». Классическим представителем объективного идеализма является немецкий философ Г. Гегель (1770-1831). В философской системе Гегеля основу мира, его первоначало составляет «абсолютная идея» - мировое мышление, существующее до природы. Абсолютная идея Гегеля нематериальна, вечна, существует независимо от человека вне пространства и времени, и только в процессе саморазвития идея из «ничто» воплощается в природный материальный мир; происходит «отчуждение» идеи.

Субъективный идеализм определяющим началом в мире признает сознание субъекта, его разум, волю. Свойства мира определяются особенностями человеческого сознания. Предметы, которые мы видим, осязаем, обоняем, не существуют независимо от наших чувственных восприятий и выступают как комбинации наших ощущений, представлений. По мнению представителей субъективного идеализма, единственное, в чем можно быть твердо убежденным – это в существовании человеческого сознания, сознания субъекта. Чтобы не делал человек, он не может выйти за пределы своих представлений, восприятий, идей. Поэтому говорить о существовании внешнего мира бессмысленно. Английский философ 18-го столетия, епископ Джордж Беркли (1685-1753), «Трактате о началах человеческого знания» писал: «Я вижу эту вишню, я осязаю ее, я пробую ее - она реальна. Устрани ощущения мягкости, влажности, красноты, терпкости и ты уничтожишь вишню… Вишня, я утверждаю, есть не что иное, как соединение чувственных впечатлений или представлений…». Далее Д. Беркли заключает: «Вещи… суть представления, а представления не могут существовать вне ума, их существование, поэтому состоит в том, что они воспринимаются». Таким образом, основной тезис Беркли: существовать значит быть воспринимаемым. То, что не воспринимается, не существует. Без субъекта нет объекта. Вне чувственных восприятий, вне ощущения человека ничего не существует. Вещь – это совокупность представлений, объединяемых единым мнением. Никакого материального источника эти ощущения не имеют. Уничтожьте эти ощущения, исчезает и вещь.

Идеализм как философское направление господствовал в пла­тоновской Греции, в средние века, в настоящее время широко рас­пространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

Материалисты -  философы, которые за основу мира, его первоначало принимают материю. Первичность материи и вторичность сознания означает: что сознание не может существовать без материи; сознание является свойством высокоорганизованной материи; что сознание, его элементы по своему содержанию являются отражением материального мира в мозгу человека. Такому материалистическому решению основного вопроса философии соответствует материалистическая философия.

Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, Англии периода буржуазной революции (17 в.), Франции 18 в., СССР и социалистических странах в 20 в.

Дуализм

Дуалисты (дуа – двойственный) - философы (например, Декарт, Спиноза), которые за основу мира принимают и материю, и сознание. Материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Основные положения дуализма:

  • существуют две независимые субстанции - материальная (об­ладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);
  • все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций (материальные вещи - от материальной, идеи - от духовной);
  • в человеке соединяются одновременно две субстанции - и ма­териальная, и духовная;
  • материя и сознание (дух) - две противоположные и взаимо­связанные стороны единого бытия;
  • основного вопроса философии (что первично — материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Деизм

Деизм – направление в философии, сторонники которого считали материю одухо­творенной и не противопоставляли материю и сознание. Призна­ется наличие Бога, который, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали Бога, практически не имеющего никаких "полномочий", который должен лишь служить нравственным символом).

Представители – преимущественно французские просветители 18 в.

2) критерий - вопрос о познаваемости мира:

Агностицизм

Агностики (от лат. «агнос» - незнание), считают, что мир принципиально непознаваем, а наши знания о внешнем мире являются иллюзорными.

Формы агностицизма:

  1. Юмизм, начало положил Дэвид Юм, английский философ 18 в., его точка зрения: мы не только не можем уверено сказать, что наши знания истинны, но мы не уверены даже в том, что существует объективный мир. То есть, Юм сомневается не только в истинности наших знаний, но и в реальности объективного мира.
  2. Кантианство – эта форма агностицизма выражена Иммануилом Кантом (немецкий философ 18 в.). Кант признавал существование объективного мира, но полагал, что человек познает только явления, т. е. то, как себя проявляют вещи, а сущность вещей мы не знаем, и знать не можем.

Скептицизм

Скептики – те, которые утверждает, что мир хотя и познаваем, но человек ограничен в своем познании несовершенством своих органов чувств, познавательных средств и разума. Поэтому не все он может познать.

Гностицизм или гносеологический оптимизм

Гносеологические оптимисты – те, которые убеждены в безграничных возможностях человеческого разума в познании мира.

Гносеологическое направление философии представлено: 

  1. Эмпиризмом (Ф. Бэкон). В основе познания могут лежать лишь опыт и чувственные ощущения.
  2. Рационализмом (Р. Декарт). Истинное (достовер­ное) знание может быть выведено только непосредственно из ра­зума и не зависит от чувственного опыта.
  3. Иррационализмом (А. Шопенгауэр, Ф. Ниц­ше) Под иррациональным подразумевается нечто, противостоящее разуму, полагающее разум неспо­собным охватить все разнообразие духовной и материальной действитель­ности, нечто темное, бессознательное, алогичное. Позитивно понимаемое иррациональное никогда не переходит в рациональное: рациональное и ир­рациональное противостоят друг другу как непримиримые антагонисты.
  4. Сенсуализмом (Д. Локк). В разуме нет ничего другого, чего бы не было прежде в наших органах чувств,  любой рациональной конструкции соответствует определенный референт (предмет, представитель) реальности.
  5. Интуи­тивизмом (Ф. Шеллинг, А. Бергсон). Основным в познании должна быть опора на непосредственный опыт, с помощью кото­рого и постигается сущность вещей. Человек обладает не только ощущениями и разумом, но и как бы особым «органом» внутрен­него постижения, которое раскрывает перед ним сущность бытия.

3) критерий - метод мышления:

Диалектика

Диалектика (от греч. «диалего-майе») - умение вести спор, полемику. В таком понимании диалектика вошла в философию Сократа (древнегреческий философ). В конце 18 и начале 19 в. Г. Гегель словом «диалектика» стал обозначать особый метод мышления, который он сам развивал.

Диалектика (в настоящее время) - такой метод мышления, при котором все вещи, явления рассматриваются в их всеобщей взаимосвязи и развитии, с учетом противоречий, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания старого состояния новым, с преемственной связью. Это научный метод мышления.

Метафизика

Метафизика (означает после физики) - метод мышления, противоположный диалектическому (Гегель). Сущность этого метода в том, что все вещи, явления рассматриваются как обособленные, без учета всеобщей взаимосвязи явлений, и как неизменные в своей основе. Это не научный метод мышления.

Таким образом, критериями философских систем является их отношение к вопросам:

    • что лежит в основе мира? 
    • познаваем ли мир?
    • какой метод мышления используется в философских рассуждениях.
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий