Основные понятия, основные черты и классификация правоохранительных органов

Для выполнения направлений (функций) правоохрани­тельной деятельности существуют конкретные органы, которые именуются пра­воохранительными. Вопрос о круге правоохранительных органов в законодательном порядке прямо и однозначно не урегулирован, рав­но как не решен и вопрос о понятии правоохранительной деятельнос­ти.

Правоохранительными органами, по разным точкам зрения, считаются те, которые:

    • непосредственно ведут борьбу с пре­ступностью;
    • искореняют преступления и иные посягательства;
    • поддерживают поря­док в общественных местах, и т. д.

Такому разнобою в значительной мере способствуют — наряду с отсутствием четкой законодательной регламентации — т.н. ведом­ственные интересы, а нередко и непрофессиональное словоупотреб­ление, исходящее от средств массовой информации (и не только от них).

 

Замечание

От понятия «правоохранительные органы» необходимо отличать поня­тие «правоприменительные органы», являющееся более широким. Приме­нять право - это значит действовать на основании норм закона, без этого невозможна жизнедеятельность граждан, государства и современного об­щества. Право применяют все юридические и физические лица. Но о пра­воприменительных органах речь идет лишь тогда, когда право применяют государственные органы. К ним относятся все органы государства, включая и правоохранительные. Иными словами, правоохранительные органы - это только часть правоприменительных.

 

Правоохранительные органы составляют определенным образом обо­собленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи:

    • восстановление нарушенного права (например в области гражданских правоотношений);
    • наказание правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении неко­торых преступлений, например при убийстве);
    • восстановление на­рушенного права и наказание одновременно, когда возможность восстано­вить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.

Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государст­ва, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфи­ческими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, все­сторонность и объективность их выводов и решений:

  • начало деятельности правоохранительных органов должно иметь повод - сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или дру­гое существенное правонарушение;
  • правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях - и в определенной процессуальной форме;
  • правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специ­альную, чаще всего юридическую, подготовку;
  • решения правоохранительных органов во всех случаях являются ме­рами юридического воздействия, основанными на законе и соответствую­щих обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов;
  • законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными ор­ганами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами (невыполнение их влечет для правонарушителей дополнительные санкции);
  • все связанные с преступлениями и иными правонарушениями реше­ния правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государствен­ных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
Виды правоохранительных органов:
    1. правоохранительные органы государства (или государственные правоохранительные органы);
    2. негосударственные правоохранительные органы.

Правоохранительные органы государства (или государственные правоохранительные органы):

  • наделяют­ся соответствующими полномочиями государством;
  • содержатся за счет государственного бюджета;
  • выполняют свои функции от имени госу­дарства и должны действовать в интересах как граждан, так и обще­ства в целом.

Негосударственные правоохранительные органы выполняют такую функцию правоохранительной деятельности как оказание юридической помощи. В этой сфере призваны действовать, как правило, адвокатура, нотариат и неко­торые другие структуры. Их можно называть правоохранительными органами лишь с боль­шой долей условности — с оговоркой, что они ни в коей мере не вхо­дят в структуру государственных органов и при принятии решений, связанных с оказанием юридической помощи (в том числе защиты по уголовным делам), должны действовать независимо, отстаивая с ис­пользованием всех дозволенных средств законные интересы тех, кто обращается к ним с различного рода просьбами, в том числе с просьба­ми об обжаловании действий и решений государственных учрежде­ний и должностных лиц.

В особом пояснении нуждается вопрос об отнесении к числу правоохранительных тех из назван­ных государственных органов и соответству­ющих должностных лиц, которые уполномо­чены выявлять преступления и расследовать их. Таких органов и должнос­тных лиц насчитывается почти два десятка. К ним относятся:

  • следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (госнаркоконтроля);
  • органы и должностные лица, уполномоченные вести дознание и оперативно-розыскную деятельность по уголовным делам (например, соответствующие подразделения и их работники органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ, Государственной проти­вопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской оборо­ны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ), Федеральной таможенной службы Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы внеш­ней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной служ­бы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказа­ний, а также командиры воинских частей);
  • должностные лица, которым дозволено выполнять неотложные следственные действия по обнаруженным преступлениям (капитаны находящихся в плавании кораблей, начальники зимовок и геологораз­ведочных партий, главы российских дипломатических представи­тельств и консульских учреждений).

Для названных и некоторых других органов и должностных лиц рассматриваемая правоохранительная функция— крайне незначитель­ная и отнюдь не первостепенная часть того, что они обязаны делать. Поэтому было бы неправильно всех их (без реальной оценки главного и неглавного, существенного и несущественного в возложенных на них полномочиях) безоговорочно и целиком относить к правоохранитель­ным.

Из числа органов и должностных лиц данной группы, т. е. органов и должностных лиц, уполномоченных выявлять и расследовать пре­ступления, полностью правоохранительными можно было бы считать, пожалуй, лишь органы внутренних дел (главным образом полицию) и подразделения госнаркоконтроля, для которых борьба с преступлени­ями и иными правонарушениями, их выявление и расследование — основная задача. Именно они сталкиваются непосредственно с подав­ляющим большинством преступлений, административных и иных пра­вонарушений.

 

С учетом определения правоохранительной деятель­ности и характеристики ее функций (направлений) к правоохранитель­ным органам можно относить:

  1. суды (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрис­дикции и арбитражные суды, а также суды субъектов Российской Фе­дерации);
  2. учреждения, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Федеральная служба судебных приставов Министерства юстиции РФ и иные федеральные службы этого Мини­стерства, а также другие органы и должностные лица);
  3. прокуратуру;
  4. некоторые из учреждений и должностных лиц, призванных выявлять и расследовать преступления.

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).