Для выполнения направлений (функций) правоохранительной деятельности существуют конкретные органы, которые именуются правоохранительными. Вопрос о круге правоохранительных органов в законодательном порядке прямо и однозначно не урегулирован, равно как не решен и вопрос о понятии правоохранительной деятельности.
Правоохранительными органами, по разным точкам зрения, считаются те, которые:
- непосредственно ведут борьбу с преступностью;
- искореняют преступления и иные посягательства;
- поддерживают порядок в общественных местах, и т. д.
Такому разнобою в значительной мере способствуют — наряду с отсутствием четкой законодательной регламентации — т.н. ведомственные интересы, а нередко и непрофессиональное словоупотребление, исходящее от средств массовой информации (и не только от них).
От понятия «правоохранительные органы» необходимо отличать понятие «правоприменительные органы», являющееся более широким. Применять право - это значит действовать на основании норм закона, без этого невозможна жизнедеятельность граждан, государства и современного общества. Право применяют все юридические и физические лица. Но о правоприменительных органах речь идет лишь тогда, когда право применяют государственные органы. К ним относятся все органы государства, включая и правоохранительные. Иными словами, правоохранительные органы - это только часть правоприменительных.
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи:
- восстановление нарушенного права (например в области гражданских правоотношений);
- наказание правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве);
- восстановление нарушенного права и наказание одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания.
Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.
Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими чертами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений:
- начало деятельности правоохранительных органов должно иметь повод - сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или другое существенное правонарушение;
- правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях - и в определенной процессуальной форме;
- правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего юридическую, подготовку;
- решения правоохранительных органов во всех случаях являются мерами юридического воздействия, основанными на законе и соответствующих обстоятельствам совершения действия (или бездействия), в связи с которыми имело место вмешательство этих органов;
- законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами (невыполнение их влечет для правонарушителей дополнительные санкции);
- все связанные с преступлениями и иными правонарушениями решения правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке.
Виды правоохранительных органов:
- правоохранительные органы государства (или государственные правоохранительные органы);
- негосударственные правоохранительные органы.
Правоохранительные органы государства (или государственные правоохранительные органы):
- наделяются соответствующими полномочиями государством;
- содержатся за счет государственного бюджета;
- выполняют свои функции от имени государства и должны действовать в интересах как граждан, так и общества в целом.
Негосударственные правоохранительные органы выполняют такую функцию правоохранительной деятельности как оказание юридической помощи. В этой сфере призваны действовать, как правило, адвокатура, нотариат и некоторые другие структуры. Их можно называть правоохранительными органами лишь с большой долей условности — с оговоркой, что они ни в коей мере не входят в структуру государственных органов и при принятии решений, связанных с оказанием юридической помощи (в том числе защиты по уголовным делам), должны действовать независимо, отстаивая с использованием всех дозволенных средств законные интересы тех, кто обращается к ним с различного рода просьбами, в том числе с просьбами об обжаловании действий и решений государственных учреждений и должностных лиц.
В особом пояснении нуждается вопрос об отнесении к числу правоохранительных тех из названных государственных органов и соответствующих должностных лиц, которые уполномочены выявлять преступления и расследовать их. Таких органов и должностных лиц насчитывается почти два десятка. К ним относятся:
- следственные аппараты прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (госнаркоконтроля);
- органы и должностные лица, уполномоченные вести дознание и оперативно-розыскную деятельность по уголовным делам (например, соответствующие подразделения и их работники органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ, Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС РФ), Федеральной таможенной службы Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной службы судебных приставов и Федеральной службы исполнения наказаний, а также командиры воинских частей);
- должностные лица, которым дозволено выполнять неотложные следственные действия по обнаруженным преступлениям (капитаны находящихся в плавании кораблей, начальники зимовок и геологоразведочных партий, главы российских дипломатических представительств и консульских учреждений).
Для названных и некоторых других органов и должностных лиц рассматриваемая правоохранительная функция— крайне незначительная и отнюдь не первостепенная часть того, что они обязаны делать. Поэтому было бы неправильно всех их (без реальной оценки главного и неглавного, существенного и несущественного в возложенных на них полномочиях) безоговорочно и целиком относить к правоохранительным.
Из числа органов и должностных лиц данной группы, т. е. органов и должностных лиц, уполномоченных выявлять и расследовать преступления, полностью правоохранительными можно было бы считать, пожалуй, лишь органы внутренних дел (главным образом полицию) и подразделения госнаркоконтроля, для которых борьба с преступлениями и иными правонарушениями, их выявление и расследование — основная задача. Именно они сталкиваются непосредственно с подавляющим большинством преступлений, административных и иных правонарушений.
С учетом определения правоохранительной деятельности и характеристики ее функций (направлений) к правоохранительным органам можно относить:
- суды (Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции и арбитражные суды, а также суды субъектов Российской Федерации);
- учреждения, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов (Судебный департамент при Верховном Суде РФ и его местные учреждения, Федеральная служба судебных приставов Министерства юстиции РФ и иные федеральные службы этого Министерства, а также другие органы и должностные лица);
- прокуратуру;
- некоторые из учреждений и должностных лиц, призванных выявлять и расследовать преступления.