Мышление – наиболее обобщённая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познавательными объектами.
Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность обобщённо, опосредованно и устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями. Обобщённости способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредованным. Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно не дано в восприятии.
Диверге́нтное мышление (от лат. divergere – расходиться) — метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.
Дополняется конвергентным мышлением.
Конвергентное мышление (от лат. cоnvergere сходиться) основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определенной задачи, т.е. когда дана инструкция по последовательности и содержанию элементарных операций по решению этой задачи.
Термины "дивергентное мышление" и "дивергентные задачи" предложены Дж. Гилфордом.
Задачи дивергентного типа (в данном контексте) - самые разнообразные по предметной направленности проблемные, творческие задания. Главная особенность этих задач в том, что они допускают множество приемлемых ответов. Именно с такими задачами, когда требуется найти множество ответов, а из них выбрать самый лучший (эффективный, оригинальный и др.), сталкивается человек в жизни и в любой творческой деятельности.
Способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных общепринятых, банальных, обычно называют оригинальностью мышления. Многие специалисты рассматривают оригинальность мышления как одну из основных особенностей мышления творчески одарённого человека. Но при этом исследователи отмечают, что наряду со способностью продуцировать оригинальные идеи имеется и другой способ творчества – разрабатывать, "дожимать", доводить до практически ценной реализации уже существующие идеи.
Способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далёким по содержанию, называют гибкостью мышления (противоположное свойство – инертность, ригидность мышления).
Лёгкость генерирования идей ("продуктивность мышления"). Это качество иногда называют "беглостью мышления" и обычно рассматривают как способность к генерированию большого числа идей. Это качество очень близко предыдущему, но характеризует несколько другую грань одарённости. Чем больше идей, тем больше возможностей для выбора их них оптимальных, их сопоставления, развития, углубления и т.п. Обилие идей, с одной стороны, является основой, с другой – необходимой предпосылкой творчества. Лёгкость генерирования идей тем выше, чем меньше давление стереотипов, которые приобретаются, как правило, в процессе усвоения опыта (знания, умения, навыки) и часто прямо диктуются его содержанием.
Лёгкость ассоциирования может быть представлена как способность к выработке обобщённых стратегий на основе выявления скрытых от тривиального взгляда связей и отношений и их дальнейшей детализации. Она выражена наиболее рельефно в умении находить аналогии там, где традиционно они не усматриваются, в способности увидеть, найти путь к решению проблемы, используя различную, в том числе и кажущуюся посторонней, информацию. Возможным это становится при наличии умения видеть связи между разными явлениями связи между разными явлениями, событиями, концептуальными моделями, далёкими по содержанию.
Способность к дивергентному мышлению, ничем не ограниченному, когда единственного правильного ответа не существует, имеет статус имманентного (внутренне присущего) признака творческого мышления.