Особенности признания экстраординарных сделок недействительными

См. также Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 года № 27 "Об оспаривании крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность"


Нарушение порядка совершения экстраординарных сделок влечет специальные правовые последствия. Общегражданское законодательство предусматривает три вида последствий нарушения требований закона или иных правовых актов при совершении сделок:

  • ничтожность;
  • оспоримость;
  • иные последствия нарушения (ст. 168 ГК).

При совершении с нарушением ФЗ крупных сделок в узком смысле слова (с имуществом в качестве объекта), сделок с конфликтом интересов и сделок по приобретению более 30% акций ОАО п. 6 ст. 79, п. 1 ст. 84 и п. 2 ст. 84.6 ФЗ предусматривают возможность признания их недействительными в форме оспоримости. Можно оспорить в судебном порядке решения органов управления акционерного общества, входящие в процедуру совершения экстраординарной сделки, но, как правило, признание недействительным решения не влечет автоматического признания недействительности сделки, совершенной на основании этого решения. Применение п. 2 ст. 71 ФЗ на практике весьма проблематично.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:

Однако правовой режим сделок по приобретению более 30% акций ОАО демонстрирует и иные последствия:

  1. возмещение убытков при сохранении действительности сделки (п. 6 ст. 84.3 и п. 6 ст. 84.1 ФЗ);
  2. расторжение договора и возвращение ценных бумаг (п. 8 ст. 84.3 и п. 7 ст. 84.7 ФЗ);
  3. понуждение к заключению договора (п. 8 ст. 84.7 ФЗ).

При этом в каждом случае необходимо тщательно следить, о последствиях каких именно сделок говорит законодатель:

  • экстраординарных;
  • являющихся последствиями совершения экстраординарных сделок или
  • являющихся последствиями совершения экстраординарных сделок и одновременно квалифицирующихся как экстраординарные.

Итак, применительно к экстраординарным сделкам используются все три вида последствий нарушения требований закона или иных правовых актов. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о превалировании оспоримости указанных сделок. Исключение составляют сделки по приобретению более 30% акций ОАО и сделки, являющиеся их последствиями, независимо от того, квалифицируются ли они сами как экстраординарные.

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).