Отрасли прокурорского надзора, самостоятельные функции и направления деятельности прокуратуры

Отрасли прокурорского надзора

По своей сущности прокурорский надзор как специфи­ческий вид государственной деятельности един. Это един­ство обусловлено едиными для всей системы прокуратуры РФ целями, единством системы прокуратуры, единством правовой базы деятельности прокуратуры.

Однако в самом процессе прокурорского надзора имеются существенные различия. Эти различия в осуществлении единого проку­рорского надзора порождены:

    1. особенностями законодатель­ства, за исполнением которого осуществляется надзор;
    2. раз­личием субъектов, исполняющих это законодательство;
    3. различием в полномочиях прокуроров.

Необходимость выделения и некоторого правового, органи­зационного и методического обособления в едином проку­рорском надзоре основных направлений (отраслей) проку­рорского надзора порождена также потребностью в специализации прокурорских кадров.

В соответствии с этим в едином прокурорском надзоре согласно п. 2 ст. 1 ФЗ "О прокуратуре  РФ" выделяются следую­щие основные направления (отрасли) прокурорского надзо­ра:

    • надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов;
    • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
    • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
    • надзор за исполнением законов судебными приставами;
    • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов

 Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следует прежде всего отметить чрезвычайную ши­роту предмета надзора. В предмет данной отрасли надзора входит соблюдение Конституции РФ и огромного количества чрезвычайно разнообразных по содержанию законов, а так­же законность издаваемых правовых актов. Их многочис­ленность и разнообразие не позволяют хоть в какой-то мере назвать их основные виды. Поэтому в ст. 21 ФЗ о предмете надзора этой отрасли надзора сказано лишь в самой общей форме: «соблюдение Конституции Российской Федерации» и «исполнение законов, действую­щих на территории Российской Федерации».

Более подробно в ФЗ "О прокуратуре" характеризуется предмет надзора в части субъектов, исполняющих законы:

    1. федеральные министерства;
    2. государственные комитеты;
    3. службы и иные федеральные органы исполнительной власти;
    4. представительные (законодательные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
    5. органы местного самоуправления;
    6. органы военного управления;
    7. органы контроля;
    8. должностные лица вышеперечисленных структур;
    9. субъекты осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания;
    10. органы управления и руководители коммерческих и некоммерческих организаций.

В связи с чрезвычайной широтой предмета рассматрива­емой отрасли прокурорского надзора в ее пределах на прак­тике выделяются дополнительные, более узкие направления (подотрасли), например, надзор за исполнением законов в социальной сфере, в экономической сфере, в сфере испол­нения законодательства о несовершеннолетних, в сфере природоохранного законодательства и т.д.

Устанавливая право и обязанность прокуроров осуществ­лять надзор за законностью правовых актов, Закон о проку­ратуре (ст. 21) не конкретизирует ни законы, которым долж­ны соответствовать правовые акты, ни виды этих актов. Установлено только, что эти акты издаются субъектами ис­полнения законов, перечисленными в той же ст. 21 Закона о прокуратуре. При этом следует иметь в виду, что проверке законности подлежат только правовые акты, т.е. акты, по­рождающие, прекращающие или изменяющие правовые (юридические) отношения, которыми могут быть приказы, указания, распоряжения, инструкции, положения, постанов­ления, уставы и т.п.

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина

Надзор в этом направлении осуществляется за исполнением законов федеральными министерствами, госу­дарственными комитетами, службами и иными федераль­ными органами исполнительной власти, представительны­ми (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органа­ми военного управления, органами контроля, их должност­ными лицами, а также органами управления и руководите­лями коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли прокурорского надзора определя­ется сферой общественных отношений, связанных с права­ми и свободами граждан.

В предмет данной отрасли прокурорского надзора вхо­дит соблюдение норм Конституции РФ, определяющих пра­ва и свободы граждан и исполнение большого числа зако­нов, объединенных сферой регулирования наиболее важных прав и свобод человека и гражданина. В их числе могут быть названы трудовые, избирательные права, право на со­циальную защиту и обеспечение, равенство прав мужчины и женщины и ряд других. Непосредственно исполняют эти нормативные акты организации, учреждения, их должностные лица, а также руководители коммерческих и некоммер­ческих организаций и их органы управления.

Характеризуя эту отрасль прокурорского надзора, следу­ет особо подчеркнуть ее приоритетность как отражение и важный путь реализации государственной политики в обла­сти защиты прав и свобод человека и гражданина в Россий­ской Федерации.

Надзор за исполнением законов органами, осуще­ствляющими оперативно-розыскную деятельность, доз­нание и предварительное следствие

Эта отрасль выделена из единого прокурорского надзора в связи с исключитель­ной важностью для каждого гражданина и государства дея­тельности органов, осуществляющих оперативно-розыск­ную деятельность, дознание и предварительное следствие, спецификой этой деятельности и комплексом законов, ее ре­гулирующих. Названные виды деятельности затрагивают важнейшие права и свободы граждан, их нарушения влекут за собой тяжелые, иногда непоправимые последствия для граждан, могут причинять им невосполнимый вред. Вот по­чему государство сочло необходимым закрепить в Законе о прокуратуре деятельность прокуроров по надзору за испол­нением законов, названными органами в самостоятельную отрасль надзора, подчеркивая тем самым ее особую важ­ность.

Данное направление прокурорского надзора призвано обеспечить не только законные права и свободы граждан, но и интересы государства. В случаях совершения преступле­ний, посягающих непосредственно на интересы государства (государственную федеральную собственность, порядок уп­равления, правосудие и др.), прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, требует от органов, осуществляю­щих оперативно-розыскную деятельность, дознание и пред­варительное следствие, своевременного и полного рассле­дования, установления размеров причиненного ущерба и принятия мер к его возмещению и т.д., тем самым защищая интересы государства.

Важно отметить, что осуществление прокурорского над­зора в рассматриваемой сфере призвано обеспечивать права и свободы не только лиц, совершивших преступление, но и потерпевших от конкретного преступления, а также права и свободы иных законопослушных граждан.

Надзор за исполнением законов судебными приставами

Надзор за исполнением законов судебными приставами выделен в отдельное направление.

Поскольку функцией судебных приставов-исполнителей является исполнение как судебных актов, так и актов других органов, служба судебных приставов-исполнителей выделена из судебной системы и находится в структуре органов исполнительной власти.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебные приставы по своим функциям разделены на две категории:

    1. судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;
    2. судебные приставы-исполнители.

Соответственно этому разделяется и предмет прокурорского надзора.

Что касается судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, то предметом надзора прокуратуры является законность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Давая оценку законности деятельности этой категории судебных приставов, прокурор должен установить, соответствуют ли действия пристава федеральным законам и инструкциям, а также проверить, не содержится ли в его действиях признаков уголовно наказуемого превышения должностных полномочий. В целом же такая проверка аналогична проверкам, проводимым в отношении сотрудников органов внутренних дел.

Предметом надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является:

    • надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями;
    • надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами-исполнителями;
    • надзор за соблюдением прав и свобод граждан и юридических лиц.

Характерным для деятельности судебных приставов является то, что все три указанные составляющие их деятельности, как правило, взаимосвязаны. Если судебный пристав принимает незаконное решение - выносит незаконное или необоснованное постановление, он, действуя на основании этого решения, нарушает закон и тем самым в большинстве случаев ущемляет права гражданина или организации.

Основной задачей рассматриваемого направления прокурорского надзора является обеспечение законности в деятельности судебных приставов, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, отно­сительно которых были приняты судебные акты.

В том случае, когда проверка проводится по заявлению гражданина или юридического лица, обжалующего конкретные действия (бездействие) судебного пристава, и нет оснований предполагать наличия других нарушений, возможно ограничиться проверкой изложенных фактов. Хотя, как правило, допускается сразу несколько нарушений закона, о которых сам заявитель может и не подозревать. Поэтому целесообразно проверять выполнение судебным приставом всего комплекса требований, предъявляемых к исполнительному производству.

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Выделение этой отрасли из еди­ного прокурорского надзора, как и в предыдущем случае, объясняется исключительной важностью специфического комплекса законов, регулирующих права и свободы граждан, задержанных в связи с подозрением в совершении преступле­ния, заключенных под стражу или отбывающих наказание, особенностями деятельности органов, исполняющих эти зако­ны.

Режим законности распространяется не только на дозна­ние, предварительное следствие и оперативно-розыскную де­ятельность. Лица, чья вина в совершении преступления установлена судом, к которым уже применяются меры нака­зания, также имеют права и свободы. Эти права и свободы определены и четко регулируются специальным законода­тельством, прежде всего нормами УИК РФ. Соблюдение ад­министрацией органов и учреждений, применяющих назначен­ное судом наказание, этих прав и свобод лиц, отбывающих наказание или иные меры принудительного характера, не ме­нее важно, чем соблюдение прав и свобод законопослушных граждан. Вот почему в условиях строительства правового го­сударства прокурорский надзор в этом направлении приобре­тает особо актуальное значение, ибо отражает политику госу­дарства в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Закон о прокуратуре предусматривает осуществление надзора за исполнением законов, регламентирующих права и свободы не только осужденных, но и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в случае их за­держания или заключения под стражу. Так как при этом вина указанных лиц еще не установлена судом, прокурор­ский надзор должен выступать гарантией законности осу­ществленного ограничения свободы этих граждан. В этом также просматривается двуединая задача прокурорского надзора — обеспечение прав и свобод граждан и интересов государства. Данная деятельность прокурора является час­тью рассматриваемой отрасли прокурорского надзора.

 


 

Самостоятельные функции и направления деятельности прокуратуры

К самостоятельным функциям и направлениям в деятельности прокуроров можно отнести:

    1. уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
    2. координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
    3. возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом об административных правонарушениях и другими федеральными законами;
    4. участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;
    5. участие в правотворческой деятельности.

Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации

Уголовное преследование есть процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения и направленная на обна­ружение преступлений, выявление и законное и обоснованное изобличение подозреваемого, обвиняемого в его совершении.

Уголовное преследование как одно из направлений деятель­ности российской прокуратуры и как правовая форма реализации государственной функции всецело определяется теми задачами, которые стоят перед государством на том или ином отрезке исто­рического периода, и тесно связано с уровнем развития ее судеб­ной системы.

Осуществление прокурором уголовного преследования на­правлено:

    1. на защиту прав, свобод и законных интересов лиц, по­страдавших от преступлений;
    2. на защиту охраняемых за­коном интересов общества и государства.

Таким образом, прокурорское уголовное преследование, сог­ласно действующему уголовно-процессуальному закону, являет­ся одним из двух основных направлений уголовно-процессуаль­ной деятельности прокурора. Обусловленная стоящими перед прокурором задачами, эта функция определяет характер и содер­жание его полномочий в уголовном судопроизводстве и посредст­вом них влияет на эффективность правового регулирования в сфере борьбы с преступностью.

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью

Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью позволяет согласовать усилия, создать единый фронт борьбы с любыми правонарушениями, найти правильное сочетание методов воспитания и убеждения со средствами принуждения и наказания.

В соответствии со ст. 8Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.

В целях обеспечения координации деятельности вышеуказанных органов, прокурор

    • созывает координационные совещания,
    • организует рабочие группы,
    • истребует статистическую и другую необходимую информацию,
    • осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.

Прокуратура в силу своеобразия своего положения в механизме разделения и взаимодействия вла­стей, обусловленного прежде всего ее целями, задачами, функциями и полномочиями, объек­тивно является наиболее подходящей государственно-правовой структурой, способной должным образом осуще­ствлять координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Возбуждение прокурором дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования

Основанием для рассмотре­ния судами дел об административных правонарушениях в ряде случаев является вынесенное уполно­моченным на то прокурором (его заместителем) постанов­ление о возбуждении производства по делу об администра­тивном правонарушении.

Ст. 28.4 КоАП РФ предусматривает, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на террито­рии Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонаруше­нии, ответственность за которое предусмотрена на­стоящим КоАП РФ или законом субъекта РФ. Таким об­разом, в сфере внимания прокуроров оказывается весь законодательный массив, устанавливающий ответствен­ность за совершение административных правонарушений для любой из названных категорий правонарушителей.

Вместе с тем не следует упускать из виду норму п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, согласно которой при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не должны подменять иные государственные органы. Вы­несение прокурором постановления о возбуждении произ­водства по делу об административном правонарушении в обычных условиях (кроме прямо закрепленных за прокуро­ром в КоАП РФ отдельных составов административных правонарушений) является мерой исключительной, когда уполномоченное на то должностное лицо органа государ­ственной власти (органа административной юрисдикции) не в состоянии (не может или не хочет) по тем или иным причинам инициировать процедуру привлечения к админи­стративной ответственности соответствующего правонару­шителя.

Участие прокуроров в рассмотрении дел судами

Согласно ФЗ "О прокуратуре РФ" (ст. 35, 36, 39) и процессуальному законодательству прокурор участвует в рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных и ад­министративных дел.

В соответствии с требованиями ФЗ про­курор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции:

    1. принимает непосредственное участие (является участником) в судопроизводстве по конкретным уголовным, гражданским, арбитражным и адми­нистративным делам;
    2. оспаривает не­законные решения, приговоры, определения и по­становления суда.

Осуществление указанных функций прокурором пресле­дует решение нескольких задач. Наиболее важные из них: защита прав и свобод человека и гражданина, защита охра­няемых законов интересов общества и государства, защита прав предприятий, организаций и иных юридических лиц.

Решение поставленных задач в процессе участия проку­рора в расмотрении конкретных дел или осуществлении надзора за законностью издаваемых судом правовых актов осуществляется путем применения предоставленных проку­рору законом полномочий.

Участие прокуроров в правотворческой деятельности

В юридической науке под правотворческой деятельностью понимается:

    1. в широком смысле - формирование права,
    2. в узком - создание нормативных правовых актов.

В последние годы активному осуществлению указанной деятельности способствует наличие у большинства прокуроров субъектов РФ права законодательной инициативы, введение должности старшего помощника прокурора субъекта РФ по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами, органами местного самоуправления, использование различных форм участия в правотворчестве.

Органы прокуратуры играют важную роль в реализации правотворческой функции. Характер деятельности позволяет прокурорам быть наиболее осведомленными о потребности в правовом регулировании практически всех сфер общественных отношений. Участие в правотворчестве органов прокуратуры делает возможным предотвращение издания незаконных нормативных правовых актов.

В соответствии с Законом о прокуратуре участие в правотворческой деятельности является одним из важных направлений прокурорской деятельности (п. 4 ст. 1). Прокуроры, реализуя свои полномочия, вносят в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов (ст. 9).

В приказе Генпрокурора РФ от 17.09.2007 N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" предусмотрена обязанность прокуроров выявлять потребности в правовом регулировании общественных отношений, в рамках предоставленных полномочий принимать меры к устранению пробелов и коллизий правового регулирования. Для этого необходимо активнее использовать в нормотворческой работе материалы прокурорского надзора, осуществлять мониторинг федерального и регионального законодательства.

 

Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры определены такие направления участия прокуратуры в правотворческой деятельности, как:

    1. инициативная разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов, непосредственно связанных с компетенцией органов прокуратуры;
    2. участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых другими органами государственной власти;
    3. составление правовых заключений на законопроекты и иные нормативные правовые акты;
    4. участие в обсуждении законопроектов в палатах ФС РФ и законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ.

Прокуроры принимают меры к отмене незаконных ак­тов или их отдельных предписаний либо к приведению их в соответствие с законом, внося протесты или обращаясь с заявлениями в суды; в другом случае вносят в законодательные (представительные) органы и в органы обладающие правом законодательной инициативы, предложения об из­менении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных актов.

 

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий