- Super User
- Прокурорский надзор
- Просмотров: 27023
Отрасли прокурорского надзора, самостоятельные функции и направления деятельности прокуратуры
Содержание материала
Самостоятельные функции и направления деятельности прокуратуры
К самостоятельным функциям и направлениям в деятельности прокуроров можно отнести:
- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
- координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
- возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом об административных правонарушениях и другими федеральными законами;
- участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами (далее - суды), опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;
- участие в правотворческой деятельности.
Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации
Уголовное преследование есть процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения и направленная на обнаружение преступлений, выявление и законное и обоснованное изобличение подозреваемого, обвиняемого в его совершении.
Уголовное преследование как одно из направлений деятельности российской прокуратуры и как правовая форма реализации государственной функции всецело определяется теми задачами, которые стоят перед государством на том или ином отрезке исторического периода, и тесно связано с уровнем развития ее судебной системы.
Осуществление прокурором уголовного преследования направлено:
- на защиту прав, свобод и законных интересов лиц, пострадавших от преступлений;
- на защиту охраняемых законом интересов общества и государства.
Таким образом, прокурорское уголовное преследование, согласно действующему уголовно-процессуальному закону, является одним из двух основных направлений уголовно-процессуальной деятельности прокурора. Обусловленная стоящими перед прокурором задачами, эта функция определяет характер и содержание его полномочий в уголовном судопроизводстве и посредством них влияет на эффективность правового регулирования в сфере борьбы с преступностью.
Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью позволяет согласовать усилия, создать единый фронт борьбы с любыми правонарушениями, найти правильное сочетание методов воспитания и убеждения со средствами принуждения и наказания.
В соответствии со ст. 8Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохранительных органов.
В целях обеспечения координации деятельности вышеуказанных органов, прокурор
- созывает координационные совещания,
- организует рабочие группы,
- истребует статистическую и другую необходимую информацию,
- осуществляет иные полномочия в соответствии с Положением о координации деятельности по борьбе с преступностью, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Прокуратура в силу своеобразия своего положения в механизме разделения и взаимодействия властей, обусловленного прежде всего ее целями, задачами, функциями и полномочиями, объективно является наиболее подходящей государственно-правовой структурой, способной должным образом осуществлять координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Возбуждение прокурором дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования
Основанием для рассмотрения судами дел об административных правонарушениях в ряде случаев является вынесенное уполномоченным на то прокурором (его заместителем) постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
Ст. 28.4 КоАП РФ предусматривает, что при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим КоАП РФ или законом субъекта РФ. Таким образом, в сфере внимания прокуроров оказывается весь законодательный массив, устанавливающий ответственность за совершение административных правонарушений для любой из названных категорий правонарушителей.
Вместе с тем не следует упускать из виду норму п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре, согласно которой при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не должны подменять иные государственные органы. Вынесение прокурором постановления о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в обычных условиях (кроме прямо закрепленных за прокурором в КоАП РФ отдельных составов административных правонарушений) является мерой исключительной, когда уполномоченное на то должностное лицо органа государственной власти (органа административной юрисдикции) не в состоянии (не может или не хочет) по тем или иным причинам инициировать процедуру привлечения к административной ответственности соответствующего правонарушителя.
Участие прокуроров в рассмотрении дел судами
Согласно ФЗ "О прокуратуре РФ" (ст. 35, 36, 39) и процессуальному законодательству прокурор участвует в рассмотрении уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.
В соответствии с требованиями ФЗ прокурор, участвуя в рассмотрении уголовных, гражданских и иных дел, осуществляет две основные функции:
- принимает непосредственное участие (является участником) в судопроизводстве по конкретным уголовным, гражданским, арбитражным и административным делам;
- оспаривает незаконные решения, приговоры, определения и постановления суда.
Осуществление указанных функций прокурором преследует решение нескольких задач. Наиболее важные из них: защита прав и свобод человека и гражданина, защита охраняемых законов интересов общества и государства, защита прав предприятий, организаций и иных юридических лиц.
Решение поставленных задач в процессе участия прокурора в расмотрении конкретных дел или осуществлении надзора за законностью издаваемых судом правовых актов осуществляется путем применения предоставленных прокурору законом полномочий.
Участие прокуроров в правотворческой деятельности
В юридической науке под правотворческой деятельностью понимается:
- в широком смысле - формирование права,
- в узком - создание нормативных правовых актов.
В последние годы активному осуществлению указанной деятельности способствует наличие у большинства прокуроров субъектов РФ права законодательной инициативы, введение должности старшего помощника прокурора субъекта РФ по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами, органами местного самоуправления, использование различных форм участия в правотворчестве.
Органы прокуратуры играют важную роль в реализации правотворческой функции. Характер деятельности позволяет прокурорам быть наиболее осведомленными о потребности в правовом регулировании практически всех сфер общественных отношений. Участие в правотворчестве органов прокуратуры делает возможным предотвращение издания незаконных нормативных правовых актов.
В соответствии с Законом о прокуратуре участие в правотворческой деятельности является одним из важных направлений прокурорской деятельности (п. 4 ст. 1). Прокуроры, реализуя свои полномочия, вносят в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов (ст. 9).
В приказе Генпрокурора РФ от 17.09.2007 N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" предусмотрена обязанность прокуроров выявлять потребности в правовом регулировании общественных отношений, в рамках предоставленных полномочий принимать меры к устранению пробелов и коллизий правового регулирования. Для этого необходимо активнее использовать в нормотворческой работе материалы прокурорского надзора, осуществлять мониторинг федерального и регионального законодательства.
Положением об организации правотворческой деятельности в органах прокуратуры определены такие направления участия прокуратуры в правотворческой деятельности, как:
- инициативная разработка проектов законов и иных нормативных правовых актов, непосредственно связанных с компетенцией органов прокуратуры;
- участие в подготовке законопроектов, разрабатываемых другими органами государственной власти;
- составление правовых заключений на законопроекты и иные нормативные правовые акты;
- участие в обсуждении законопроектов в палатах ФС РФ и законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ.
Прокуроры принимают меры к отмене незаконных актов или их отдельных предписаний либо к приведению их в соответствие с законом, внося протесты или обращаясь с заявлениями в суды; в другом случае вносят в законодательные (представительные) органы и в органы обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных актов.