Понятие экстраординарных сделок и порядок их совершения

Содержание материала

 

Порядок совершения экстраординарных сделок

Природа юридического лица, в том числе акционерного общества, обусловливает особенности при формировании воли и выражении волеизъявления юридического лица на совершение тех или иных сделок, что проявляется в специальной процедуре заключения и исполнения экстраординарных сделок.

Этапы совершения экстраординарной сделки:

  • инициация сделки;
  • оценка имущества, являющегося объектом (предметом) сделки;
  • одобрение сделки.

Совершение экстраординарных сделок сопровождается раскрытием и предоставлением информации.

Инициация сделки

Сделки могут быть инициированы

  • по оферте третьего лица;
  • самим акционерным обществом.

Исключения:

  1. приобретение акционерным обществом размещенных акций - только по инициативе самого общества;
  2. выкуп акционерным обществом размещенных акций - только по инициативе акционеров.

В первом случае (по оферте третьего лица) необходимо определить, кем является данное лицо по отношению к обществу:

  • акционером;
  • заинтересованным лицом;
  • аффилированным лицом и т.д.

Если оно подпадает под одну из указанных категорий, необходимо решить вопрос о квалификации данной сделки: например, как крупной и одновременно с участием заинтересованных лиц или с участием аффилированных лиц (тогда дополнительно возникнет процедура согласования данной сделки с государственными органами). Акционеры как контрагенты пользуются дополнительными правами.

Во втором случае инициатором может быть исполнительный орган акционерного общества, который и сообщает совету директоров о наличии признаков экстраординарной сделки, или сам совет директоров.

При регулировании порядка совершения экстраординарных сделок законодатель использует несколько терминов:

  • "принятие решения о совершении сделки" (например, п. 2 ст. 79 ФЗ);
  • "одобрение сделки" (например, п. 1 ст. 79 ФЗ);
  • "согласование сделки" (например, ст. 18 антимонопольного Закона).

Оценка имущества, являющегося объектом (предметом) сделки

После того как в совете директоров появилась информация о совершаемой сделке, необходимо определить стоимость отчуждаемого или приобретаемого имущества, так как в зависимости от нее решается вопрос о получении согласия или одобрения совета директоров либо общего собрания акционеров (например, ст. 79, 83 ФЗ), о допустимости самой сделки (например, ч. 2 п. 2 ст. 72 ФЗ) и т.д.

Выкуп акций обществом осуществляется по цене, определенной советом директоров (наблюдательным советом) общества, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акций (п. 3 ст. 75 ФЗ). Цена приобретения обществом акций определяется в соответствии со ст. 77 ФЗ (ч. 2 п. 4 ст. 72 ФЗ), которая также используется в большинстве сделок, в совершении которых имеется заинтересованность (ст. 77, п. 7 ст. 83 ФЗ). Согласно п. 2 ст. 78 и ст. 77 ФЗ рыночная цена имущества, являющегося предметом крупной сделки, определяется советом директоров (за исключением случаев привлечения независимого оценщика и государственного финансового контрольного органа).

Одобрение сделки

Решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов балансовой стоимости активов общества, принимается всеми членами совета директоров (наблюдательного совета) общества единогласно, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Решение об одобрении крупной сделки, предметом которой является имущество, стоимость которого составляет более 50% балансовой стоимости активов общества, принимается общим собранием акционеров большинством в 3/4 голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в общем собрании акционеров.

То есть в зависимости от объема сделки решение принимается простым большинством голосов или квалифицированным.

Анализ гл. IX и особенно ч. 1 п. 1, ч. 1 п. 2 ст. 72, п. 1 и 2 ст. 75, п. 2 и 5 ст. 76 ФЗ позволяет выявить следующую схему:

  • решение о приобретении размещенных обществом акций в целях сокращения их количества и уменьшения уставного капитала принимает общее собрание акционеров;
  • решение о приобретении размещенных обществом акций в иных целях принимает либо общее собрание акционеров, либо совет директоров (наблюдательный совет);
  • решение о выкупе размещенных обществом акций презюмируется принятым общим собранием акционеров, а последующие действия совершают совет директоров и исполнительный орган.

По общему правилу решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается:

1) советом директоров (наблюдательным советом) общества:

  • в акционерном обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций 1000 и менее - большинством голосов директоров, не заинтересованных в ее совершении (п. 2 ст. 83 ФЗ);
  • в акционерном обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций более 1000 - большинством голосов независимых директоров, не заинтересованных в ее совершении (п. 3 ст. 83 ФЗ);

2) общим собранием акционеров - большинством голосов всех не заинтересованных в сделке акционеров - владельцев голосующих акций:

  • если объектом сделки или нескольких взаимосвязанных сделок является имущество, стоимость которого, по данным бухгалтерского учета (цена предложения приобретаемого имущества) общества, составляет 2% и более балансовой стоимости активов общества, по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (ч. 2 п. 4 ст. 83 ФЗ);
  • если сделка или несколько взаимосвязанных сделок являются размещением посредством подписки или реализацией акций, составляющих более 2% обыкновенных акций, ранее размещенных обществом, и обыкновенных акций, в которые могут быть конвертированы ранее размещенные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции (ч. 3 п. 4 ст. 83 ФЗ);
  • если сделка или несколько взаимосвязанных сделок являются размещением посредством подписки эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, которые могут быть конвертированы в обыкновенные акции, составляющие более 2% обыкновенных акций, ранее размещенных обществом, и обыкновенных акций, в которые могут быть конвертированы ранее размещенные эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции (ч. 4 п. 4 ст. 83 ФЗ);
  • если количество незаинтересованных директоров составляет менее определенного уставом кворума для проведения заседания совета директоров (п. 2 ст. 83 ФЗ);
  • если все члены совета директоров признаются заинтересованными и (или) не являются независимыми директорами (п. 3 ст. 83 ФЗ).

Все решения принимаются простым большинством голосов, разнятся только владельцы этих голосов и орган, в котором они выражают свою волю.

Если незаинтересованность определяется путем обратного толкования ст. 81 ФЗ, то определение независимого директора дано в ч. 2 п. 2 ст. 83 ФЗ. Кроме того, Кодекс корпоративного поведения расширил понятие независимого директора, в частности, рекомендуется признавать таковыми лиц:

  1. не являвшихся в течение последних трех лет и не являющихся должностными лицами (управляющим) или работниками общества, а также должностными лицами или работниками управляющей организации общества;
  2. не являющихся крупным контрагентом общества (таким контрагентом, совокупный объем сделок общества с которым в течение года составляет 10 и более процентов балансовой стоимости активов общества);
  3. не являющихся представителями государства.

Итак, для принятия решения советом директоров имеет значение факт наличия или отсутствия незаинтересованных и (или) независимых директоров, так как решение принимает не весь орган, а его часть.

Пункт 7 ст. 79 и п. 2 ст. 81 ФЗ исключают процедуру одобрения экстраординарной сделки для акционерных обществ, состоящих из одного акционера, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа. Однако конфликт интересов может возникнуть между обществом (единственным акционером, исполнительным органом) и советом директоров. Практика демонстрирует случаи избрания совета директоров в компаниях одного лица, где учредителем является крупная организация. На совет директоров при совершении экстраординарных сделок возлагаются функции как по управлению, так и по контролю.

Неоднозначна позиция законодателя и правоприменительной практики по вопросу о моменте одобрения экстраординарной сделки.

В законодательстве нет указания на необходимость одобрения крупной сделки до ее совершения; судебная практика допускает последующее одобрение крупной сделки, однако Кодекс корпоративного поведения рекомендует, чтобы все крупные сделки одобрялись до их совершения.

Согласно п. 1 ст. 83 ФЗ сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, должна быть одобрена до ее совершения. По п. 1 ст. 101 Федерального закона о несостоятельности сделка, в совершении которой имеется заинтересованность, заключается с согласия собрания кредиторов, но законодатель не уточняет, до или после совершения сделки должно быть получено согласие. Статья 45 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" также не говорит о времени одобрения сделки, в совершении которой имеется заинтересованность. Статья 22 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях": сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, не может совершаться без согласия собственника имущества, - носит неопределенный характер.

Раскрытие и предоставление информации

Совершение экстраординарных сделок сопровождается раскрытием и предоставлением информации. В соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" раскрытие информации представляет собой обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

Легального определения термина "предоставление информации" не существует. На основе анализа ст. 52, 90, 91 ФЗ, ст. 8, 44.1 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" его можно раскрыть как обеспечение доступности информации, характеризующееся адресностью и наличием специального основания: наступлением срока, совершением корпоративного действия, инициативой самого акционерного общества или получателя информации.

На лиц, указанных в ст. 81 ФЗ, возложена обязанность довести до сведения совета директоров (наблюдательного совета), ревизионной комиссии (ревизора) и аудитора общества информацию:

  1. о юридических лицах, в которых они владеют самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) 20 или более процентами голосующих акций (долей, паев);
  2. о юридических лицах, в органах управления которых они занимают должности;
  3. об известных им совершаемых или предполагаемых сделках, в которых они могут быть признаны заинтересованными лицами (ст. 82 ФЗ).

Существует два порядка предоставления списка аффилированных лиц акционерного общества:

  1. ежеквартальное;
  2. размещение списка аффилированных лиц открытого акционерного общества с указанием всех происходящих в этом списке изменений на странице (веб-сайте) в сети Интернет.

Открытые акционерные общества, эмиссионные ценные бумаги которых по заявлению этих обществ допущены к листингу, обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах обоими способами. Для иных открытых акционерных обществ достаточно первого способа. Представляется, что при распространении второго способа на отношения заинтересованности и, соответственно, при доступности этой информации всем акционерам, контрагентам и иным заинтересованным лицам будет снята проблема контроля за наличием/отсутствием независимых и незаинтересованных членов совета директоров. В условиях недостаточной компьютеризированности России эта информация может храниться на бумажных носителях и должна войти в перечень по п. 1 ст. 89 ФЗ.

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).