Понятие и особенности конституционно-правовой ответственности

Ответственность в конституционном праве устанавливается совокупностью правовых принципов и норм, предусматриваю­щих воздействие на органы государственной власти и должност­ных лиц в случае нарушения конституции и других норм консти­туционного права (конституционные деликты).

Цель воздействия:

  1. недопущение нарушений;
  2. восстановле­ние нарушенных правовых положений.

Основанием конституционно-правовой ответственности является нарушение норм конституционного права.

Субъектами конституционно-правовой ответственности являются государственные органы (органы местного самоуправления) и должностные лица.

Типичная мера конституционно-правовой ответственности – досрочное прекращение полномочий (отрешение от должности) государственного органа либо органа местного самоуправления (должностного лица).

Также выделяют конституционную ответственность политического характера, наступающую без вины субъекта ответственности (напр., выражение недоверия правительству).

Основы ответственности за нарушение конституции, обеспе­чения прямого действия конституции, законов, устранения несо­ответствия одних актов другим обычно устанавливаются самой конституцией. Этому служит принцип верховенства конституции, исключающий легитимность любых правовых актов, противоре­чащих конституции. Властными полномочиями для обеспечения верховенства наделяются глава государства, выступающий как га­рант конституции, правительства, судебные органы.

Важную роль играет конституционный контроль, обеспечивающий соответст­вие правовых актов конституции страны. В ряде государств для обеспечения единства правового поля учреждены прокуратура, уполномоченный по правам человека, ведомства по охране кон­ституции. Полномочия этих органов, составляющие механизм за­щиты конституции и законов, предусматривают возможность применения определенных мер воздействия к органам власти и должностным лицам. В своей совокупности эти полномочия слу­жат гарантией защиты прав граждан, сохранения конституцион­ного строя и законности, а также защиты от злоупотребления вла­стью, нарушения пределов компетенции органов власти, возмож­ности узурпации власти и т. д.

Примечание
От этой ответственности следует отличать ответственность за нарушение конституционно-правовых норм, которую несут гра­ждане и должностные лица по другим отраслям права (уголовно­му, административному, гражданскому). Так, например, защита Отечества является конституционным долгом и обязанностью гражданина РФ, но за уклонение от этой обязанности лицо несет административную или уголовную ответственность; каждый по Конституции обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, но за нарушение этой нормы лицо отвечает по гражданскому, уголовному и адми­нистративному законодательству. Во всех приведенных случаях ответственность носит неконституционно-правовой характер,хотя она наступает также за нарушение норм конституционного права.

Что же касается собственно конституционно-правовой ответ­ственности, то она не имеет ни материального, ни репрессивного характера. На гражданина, если он не является должностным ли­цом, эта ответственность не распространяется.

В демократическом, правовом государстве она выступает как реальная гарантия против концентрации власти и злоупотребле­ния ею. Ответственность должна распространяться на должност­ных лиц и органы не только низшего и среднего звена, но и са­мого высшего.

Президент РФ, например, несмотря на то что он пользуется высшей легитимностью, ибо напрямую избирается народом, несет ответственность перед Конституционным Судом, который вправе отменить его нормативные акты, если они про­тиворечат Конституции, а также перед Федеральным Собранием, которое вправе отрешить его от должности согласно процедуре, предусмотренной ст. 93 Конституции РФ.

Федеральными закона­ми установлена ответственность представительных органов и глав администраций субъектов РФ и местного самоуправления за принятие нормативных правовых актов, которые признаны суда­ми противоречащими Конституции РФ. Законами также преду­смотрена возможность применения в определенной процедуре мер воздействия вплоть до роспуска представительных органов и отрешения от должности высших должностных лиц субъек­тов РФ и глав администраций местного самоуправления.

Конституционно-правовая ответственность иногда представ­ляет собой реализацию санкции, указанной в конституционно-правовой норме. Такой санкцией выступает, например:

  • отмена незакон­ных актов;
  • освобождение от должности (отставка);
  • лишение депутата его полномочий.

В российском конституционном праве закреплена ответственность Правительства перед Президентом, который, например, вправе без объяснения причин отправить в отставку любого министра. Правительство также несет опреде­ленную ответственность перед Федеральным Собранием, кото­рое вправе выразить ему недоверие.

Все государственные органы несут ответственность за соответствие своих актов Конститу­ции РФ, эту ответственность реализует Конституционный Суд.

Как видим, такие формы ответственности наступают за конкретное правонарушение, но иногда не связаны с ним, а отражают потребность в регулировании политических отношений. По большинству же конституционных процедур Конституция РФ санкций не предусматривает.

Об ответственности государства перед гражданами

В 1990-е гг. в связи с коренной демократизацией государствен­ного строя России получила распространение ответственность го­сударства перед гражданами за совершенные в прошлом массовые нарушения законности. Например, Законом РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г. были реаби­литированы и восстановлены в правах миллионы граждан, по­страдавших в годы тоталитарного режима, этим гражданам вы­плачивалась из бюджета посильная компенсация. Специальным парламентским постановлением в 1991 г. были признаны неза­конными и преступными репрессивные акты против народов, подвергшихся насильственному переселению, и приняты меры по обеспечению их прав. Тем самым признается, что правонаруше­ния могут совершать не только граждане и не только отдельные государственные органы, но и государство в целом. И тогда на­ступает ответственность государства за свои действия. Это, разу­меется, относится к далекому прошлому, к тоталитарному госу­дарству, и ответственность, к сожалению, уже не может быть рас­пространена на виновных должностных лиц. Однако важно, чтобы демократическое правовое государство теоретически пре­дусматривало возможность такой ответственности как своеобраз­ную превентивную меру против поползновений антидемократи­ческих сил.

Другая форма ответственности государства перед своими гра­жданами связана с реализацией гражданами своего конституци­онного права обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправле­ния и должностных лиц (ст. 46 Конституции). Ответственность государства перед гражданами также вытекает из его конституци­онных обязанностей, например обязанности органов государст­венной власти и органов местного самоуправления, их должност­ных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с доку­ментами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ст. 24 Конституции).
Конституционная ответственность чаще всего носит полити­ческий и моральный характер. Например, потеря политической репутации профессионального политика может оказаться вполнедостаточным наказанием за антиконституционные действия. Только в определенных случаях эта ответственность требует нали­чия вины того или иного должностного лица, которая должна ус­танавливаться с соблюдением законных процессуальных правил. Поэтому конституционная ответственность часто выполняет ско­рее профилактическую функцию. В процессуальных формах эта ответственность устанавливается только судебными органами.

 

2.75 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий