Если рассматривать определение науки ad hoc, т. е. применительно к данному случаю, данной конкретной ситуации, то в содержательном плане науку можно определить как знание, постигающее реальность на уровне закона, т. е. предельной сущности познаваемой реальности, ибо за законом уже нет никакой реальности.
Форма (структура) научного знания включает:
- принципы;
- законы;
- категории;
- понятия.
Принцип - исходное, базисное положение, фундамент науки. Как правило, конкретная научная система стремится свести количество принципов, необходимых и достаточных для формирования ее теоретического каркаса, к минимуму. Принцип – это свернутое до предела знание, которое в своем развитии, развертывании образует все «тело» науки, обусловливает ее параметры, специфику, качество.
Категория – это философское, предельно общее понятие, которое фиксирует существенное свойство, связь, отношение, присущее явлениям всех сфер действительности. Категории составляют основу языка философии и определяют специфику философского знания. Категории формируются по мере выявления всеобщих свойств, связей и отношений. Специфика философских категорий заключается в их всеобщем характере: «бытие», «количество», «качество», «закон» и т. д.
Понятие - отображённое в мышлении единство существенных свойств, связей и отношений предметов или явлений; мысль или система мыслей, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам.
Понятие философии
Философия - это наука о всеобщих свойствах, связях, отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления); это синтезированное знание, в котором в обобщенной форме выражены достижения всей человеческой культуры.
Иначе, философия - это наука наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.
Словом «философия» в древнегреческом мире обозначали всю совокупность знаний, которыми обладали люди.
В современном понимании философия включает в себя не всякие знания: она представляет собой, прежде всего, систему теоретических знаний. Философия – это теоретическое осмысление действительности.
Рассматривая всеобщие связи и отношения, философия дает общее представление о мире, о бытии, о человеке и его отношении к миру. Круг философских проблем связан непосредственно с основными вопросами человеческого бытия:
-
- Что такое мир? Закономерен он или хаотичен?
- Кто такой человек? Какое место он занимает в мире? Каково его отношение к миру?
- Познаваем ли мир?
Некоторые ученые (см., например, Режеп С.В., Свечников В.П) замечают, что философия не представляет собой целостного единого учения, единых общих положений для философов всех стран мира. Философия предстает как совокупность различных философских учений, различных философских направлений, философских школ, философских систем. Каждое философское учение, направление, школа, система формирует свою философскую базу, свои философские концепции, обеспечивая единство своего философского учения.
Различные философские учения конкурируют между собой, обосновывая свои положения, критикуют другие школы и направления.
Исторически каждая философская система предполагает критическое преодоление предшествующих философских систем. И хотя различные философские учения рассматривают в сущности, одни и те же проблемы, но видение этих проблем и их теоретическое решение в различных учениях оказываются различным. И не одно из этих учений, направлений не отвергается с течением времени всеми философами.
Каждое из них имеет своих сторонников, каждое из них имеет право на существование, поскольку исходят из таких всеобщих свойств, таких всеобщих положений, которые не могут быть проверены практикой, и не могут быть ни подтверждены, ни опровергнуты. Они принимаются как исходные на веру.
Отличие философии от других наук и форм теоретического осмысления действительности:
- рассматривает мир как целое, с точки зрения всеобщих свойств, связей и отношений (носит предельно общий теоретический характер);
- познает природу мира и устанавливает причины ее развития;
- изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления;
- исследует пути и средства познания мира и его преобразования (содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук).
Специфика философского знания:
-
- является знанием о всеобщих свойствах, связях, отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления), дает общий взгляд на мир, устанавливая общие принципы и закономерности его проявления;
- является синтезированным знанием, в котором в обобщенной форме выражены достижения всей человеческой культуры;
- во многом субъективно (несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов);
- является совокупностью объективного знания и общественных ценностей (нравственных идеалов) своего времени (испытывает на себе влияние эпохи);
- имеет качество рефлексии (обращенности мысли на саму себя);
- неисчерпаемо по своей сути;
- ограничено познавательными способностями познающего субъекта (человека).
Предмет и объект философии
Объект науки – это фрагмент реальности, который исследуется именно этой наукой. Например, экономическая реальность есть объект изучения экономической теории, социологии, социальной философии, истории. Понятно, что каждая из наук берет свой срез экономической реальности, но в принципе они изучают одно и то же.
Предмет науки – это объект науки, данный нам через призму ее категориально-понятийного аппарата, специфическое, присущее только данной науке видение ее объекта. Предмет науки – это какая-либо специфическая область реальности, препарированная и презентированная субъекту посредством категориально-понятийного аппарата науки. Предмет науки - это результат исследовательских действий.
Объект философии как науки - реальность (мир) и человек в совокупности их сложных отношений. Таким образом, философия изучает мир в целом, мир как целое; она исследует отношение человека к миру, мир, взятый в отношении к нему.
Предмет философии - наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.
Иногда под предметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху, или область исследования определенной философской науки.
Предмет и объект изучения философии постоянно изменяется: они одновременно и сужаются, и расширяются. Сужаются потому, что философия все время освобождается от проблем, не входящих в ее компетенцию. Если, скажем, в эпоху античности философия – это синкретичное знание фактически обо всех проблемах мироздания (от космоса до медицины), то уже в Новое время мы обнаруживаем достаточно четкую дифференцированность наук. Отмеченная тенденция к сужению предмета философии реально существует. Именно поэтому, например, из структуры философского знания выделились и обрели самостоятельность в качестве нефилософских дисциплин формальная логика, психология.
Но одновременно предмет философии расширяется: обнаруживаются все новые грани, стороны реальности, требующие философского осмысления. Так появились отрасли философского знания, имеющие свою четкую предметную область:
-
- аксиология (философское учение о ценностях и оценках);
- семиотика (учение о знаниях и значениях);
- философская герменевтика (учение о понимании и интерпретациях).
Структура философии как науки
По этому вопросу нет единой точки зрения.
Традиционно принято разграничивать философское знание на следующие области:
- онтология (учение о бытии), которое включает учения:
- о сущности бытия (метафизика);
- о формах бытия (материя, движение, пространство, время);
- о способах бытия (природное, социальное, материальное, духовное, бытие человека, общества).
- гносеология (учение о познании бытия: о начале познания, его ступенях, уровнях, детерминантах, объекте и субъекте познания; центральная проблема – проблема истины);
- социальная философия (философское учение об обществе):
- философия экономики, политики, культуры, истории;
- философская антропология.
- онтология (учение о бытии), которое включает учения:
Подобная теоретическая схема – «идеальный тип», некий усредненный инвариант. В реальном же существовании множества философских школ и направлений этот инвариант постоянно деформируется, например:
- философия М. Хайдеггера – это по преимуществу онтология, гносеологические проблемы здесь носят явно подчиненный характер;
- феноменология Э. Гуссерля сводится к вопросам гносеологии, а проблемы самого бытия «выносятся за скобки» познавательного процесса;
- постпозитивисты (И. Лакатос, П. Фейерабенд, Т. Кун) сводят всю философию даже не к гносеологии, а к эпистемологии – учению о научном познании. Более того, в эпистемологии постпозитивистов практически отсутствует главная, центральная гносеологическая проблема – проблема истины.
Кроме того, основной вопрос онтологии – что есть бытие – понимается различными философами радикально противоположным образом: в марксистской философии бытие интерпретируется в качестве движущейся в пространстве и времени материи, в фундаментальной онтологии Хайдеггера бытие рассматривается как «Dasein» – бытие субъекта здесь и теперь.
Но место истины указать даже в этом многообразии можно: она, как отмечал известный отечественный философ А. Ф. Лосев, всегда где-то между высказываемыми позициями. Правда, каждый философ субъективно убежден (и это тоже нормально), что истина – в его собственной концепции, поскольку без такой убежденности заниматься философией бессмысленно.
В структуру философского знания входит и специализированное знание: философские проблемы естествознания, гуманитарных и социальных наук, социального познания. К числу философских дисциплин можно отнести этику (философское учение о морали), эстетику (учение о прекрасном, об эстетических свойствах реальности), философию религии и атеизм.