Понятие и соотношение принципов уголовно-исполнительной политики и уголовно-исполнительного права

Большинство авторов при определении понятия принципа исходят из об­щетеоретического его толкования как «основной (руководящей) идеи», «руководящего положения», «исходного начала», «основно­го свойства», «определяющего требования» и т.д. Хотя при этом обычно констатируется, что принципы права и его отдельных отраслей в конечном счете носят объективный характер, такой подход не может не порождать немало споров в юридической лите­ратуре, какие же из «руководящих идей» все же являются принци­пами.

И здесь не исчерпаны возможности системного подхода. Общая теория систем нередко интерпретирует принцип как «отношение, от которого зависят все другие отношения системы». С таких позиций принципы (и прежде всего — отраслевые) не идентичны целям, задачам, функциям, методам. Хотя и последние могут выступать и закрепляться в зако­не в качестве «руководящих идей», их роль не идентична роли пра­вовых принципов.



Уголовно-исполнительная (ранее - исправительно-трудовая) политика — это деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма их ре­ализации, организации процесса исполнения уголовных наказа­ний и применения к осужденным мер исправительного воздейст­вия.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:

Уголовно-исполнительная политика в какой-то мере является частью уголовной политики. Уголовная по­литика формирует законодательство в сфере борьбы с преступнос­тью, в том числе уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность, процессуальные и исполнительные формы их осуществления и деятельность государственных органов в борьбе с преступностью.

Правовая сфера уголовно-исполнительной политики имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной: она определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы при исполнении наказания.

Цели и принципы политики в сфере исполнения уголовных на­казаний определяются Конституцией РФ. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью нашего государства предопреде­ляет в качестве целей уголовно-исполнительной политики не толь­ко защиту граждан от преступных посягательств посредством ис­полнения уголовных наказаний, но и обеспечение прав, свобод и законных интересов самих осужденных. Соответственно формиро­вание и реализация политики в сфере исполнения уголовных нака­заний осуществляется на основе важнейших конституционных принципов:

    1. законности,
    2. равенства граждан перед законом,
    3. гума­низма,
    4. демократизма,
    5. соблюдения прав, свобод и законных инте­ресов личности.

Другие авторы, в частности Н.А. Лопашенко, считают, что уголовно-исполнительная политика базируется на тех же принципах, что и любая правовая политика:

    • Социальная обусловленность.
    • Научная обоснованность.
    • Единство и последовательность.
    • Устойчивость и предсказуемость.
    • Гуманность и нравственность.
    • Открытость и гласность.
    • Сочетание интересов личности, общества и государства.
    • Соответствие международным стандартам обращения с осужденными.

 

Как отрасль права уголовно-исполнительное право представля­ет собой совокупность юридических норм, регулирующих общест­венные отношения, возникающие в процессе

    • исполнения и отбы­вания уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового харак­тера,
    • исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пре­сечения, а также
    • оказания на осужденных, испытывания осужден­ными исправительного, предупредительного и ресоциального воз­действия.

Ст. 8 УИК РФ устанавливает, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах

    • законности,
    • гуманизма,
    • демократизма,
    • равенства осужденных перед законом,
    • дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний,
    • рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения,
    • соединения наказания с исправительным воздействием.

Содержа­ние самих принципов, в отличие от указанных в УК РФ принципов уголовного права, Уголовно-исполнительный кодекс не раскрывает.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).