Большинство авторов при определении понятия принципа исходят из общетеоретического его толкования как «основной (руководящей) идеи», «руководящего положения», «исходного начала», «основного свойства», «определяющего требования» и т.д. Хотя при этом обычно констатируется, что принципы права и его отдельных отраслей в конечном счете носят объективный характер, такой подход не может не порождать немало споров в юридической литературе, какие же из «руководящих идей» все же являются принципами.
И здесь не исчерпаны возможности системного подхода. Общая теория систем нередко интерпретирует принцип как «отношение, от которого зависят все другие отношения системы». С таких позиций принципы (и прежде всего — отраслевые) не идентичны целям, задачам, функциям, методам. Хотя и последние могут выступать и закрепляться в законе в качестве «руководящих идей», их роль не идентична роли правовых принципов.
Уголовно-исполнительная (ранее - исправительно-трудовая) политика — это деятельность государства по определению целей уголовного наказания, государственно-правового механизма их реализации, организации процесса исполнения уголовных наказаний и применения к осужденным мер исправительного воздействия.
Уголовно-исполнительная политика в какой-то мере является частью уголовной политики. Уголовная политика формирует законодательство в сфере борьбы с преступностью, в том числе уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное, определяет уголовно-правовые меры воздействия на преступность, процессуальные и исполнительные формы их осуществления и деятельность государственных органов в борьбе с преступностью.
Правовая сфера уголовно-исполнительной политики имеет более узкое содержание по сравнению с уголовной: она определяет цели, принципы, стратегию, направление деятельности государства, ее основные формы и методы при исполнении наказания.
Цели и принципы политики в сфере исполнения уголовных наказаний определяются Конституцией РФ. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью нашего государства предопределяет в качестве целей уголовно-исполнительной политики не только защиту граждан от преступных посягательств посредством исполнения уголовных наказаний, но и обеспечение прав, свобод и законных интересов самих осужденных. Соответственно формирование и реализация политики в сфере исполнения уголовных наказаний осуществляется на основе важнейших конституционных принципов:
- законности,
- равенства граждан перед законом,
- гуманизма,
- демократизма,
- соблюдения прав, свобод и законных интересов личности.
Другие авторы, в частности Н.А. Лопашенко, считают, что уголовно-исполнительная политика базируется на тех же принципах, что и любая правовая политика:
- Социальная обусловленность.
- Научная обоснованность.
- Единство и последовательность.
- Устойчивость и предсказуемость.
- Гуманность и нравственность.
- Открытость и гласность.
- Сочетание интересов личности, общества и государства.
- Соответствие международным стандартам обращения с осужденными.
Как отрасль права уголовно-исполнительное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе
- исполнения и отбывания уголовных наказаний, иных мер уголовно-правового характера,
- исполнения, отбывания уголовно-процессуальных мер пресечения, а также
- оказания на осужденных, испытывания осужденными исправительного, предупредительного и ресоциального воздействия.
Ст. 8 УИК РФ устанавливает, что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах
- законности,
- гуманизма,
- демократизма,
- равенства осужденных перед законом,
- дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний,
- рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения,
- соединения наказания с исправительным воздействием.
Содержание самих принципов, в отличие от указанных в УК РФ принципов уголовного права, Уголовно-исполнительный кодекс не раскрывает.