Понятие и структура финансовой системы

Финансовая деятельность соотносится с финансовой системой как процессуаль­ная сторона правового явления — с материальной.

Система начинается тогда, когда она объединяет ча­сти (элементы), которые при взаимодействии образуют определен­ную целостность и в таком качестве дают соответствующий эффект. Например, институт налогов и институт бюджета не могут существо­вать изолированно, друг без друга и только при взаимодействии дают ожидаемый государством результат.

Финан­совая система Российской Федерации - это совокупность основных финансово-правовых институтов страны, обслуживающих экономику и выполняющих определенные функции, которые способствуют мобилизации денежных средств в соответствующие бюджеты, а также законному и рациональному расходованию денеж­ных средств из них в интересах общества и государства.

Под элементом (частью) финансовой системы следует понимать финансово-правовой институт, имеющий материальное (предмет­ное) содержание. Каждый такой институт характеризуется право­выми, экономическими свойствами, а некоторые из институтов (на­пример, бюджетная система) и политическими свойствами.

Эементы финансовой системы:

    1. денежная система;
    2. бюджетная система;
    3. налоговая система;
    4. банковская система;
    5. система государственного и муниципального кредита (долга);
    6. имущественное и личное страхование;
    7. финансы хозяйствующих субъектов;
    8. финансы населения.

Каждый из институтов финансовой системы, в свою очередь, мо­жет рассматриваться как система и выполняет определенную функцию: либо фонда денежных средств (таковы бюджеты всех уровней, финансы предприятий), либо мето­да, способствующего нормальной работе финансовой системы госу­дарства, в частности, мобилизации денежных средств в соответству­ющие фонды государства или, напротив, законному и рационально­му расходованию денежных средств из этих бюджетов в интересах общества и государства.

Денежная система

Денежная система представляет собой форму денежного обраще­ния в данной стране и включает в себя следующие элементы:

  1. официальную денежную   единицу   Российской   Федерации
    (рубль);
  2. виды денежных знаков (банкнота и монета);
  3. порядок эмиссии денежных знаков (выпуск, изъятие и т.д.);
  4. организацию денежного обращения в стране.

Организация денежного обращения в Российской Федерации является важной составной частью денежной системы и относится к наиболее существенным признакам финансовой деятельности го­сударства. Денежная система в большинстве стран является центра­лизованной, и для этого создаются центральные (национальные или государственные) банки. В Российской Федерации главный регули­рующий орган в области денежного обращения — ЦБ РФ. Ст. 75 Кон­ституции РФ уделяет денежному обращению особое внимание.

Бюджетная система

Бюджетная система представляет собой центральный финансово-правовой институт финансовой системы Российской Федерации. Современное государство немыслимо без бюджетов: центральных и муниципальных, а также фондов, получивших название «внебюд­жетные». Именно бюджет как фонд денежных средств представляет собой основной канал распределения и перераспределения валового национального продукта.

Бюджетный кодекс РФ включает в бюджетную систему следующие звенья:

  • федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюд­жетных фондов Российской Федерации;
  • бюджеты субъектов Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • местные бюджеты.

Важную роль в бюджетной системе призваны играть государ­ственные внебюджетные фонды, предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, со­циальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. К числу таких фондов относятся Пенсионный фонд РФ, Фонд обя­зательного медицинского страхования и др.

Налоговая системат

Налоговая система представляет собой совокупность взаимосвя­занных частей (элементов) в сфере налогообложения, к которым от­носятся:

  • налоговая платежеспособность граждан;
  • система установленных законом налогов и сборов;
  • налоговая администрация;
  • применяемые государством методы налогообложения.

Под налоговой платежеспособностью понимается возможность граждан, обязанных платить налоги, покрывать эти денежные обя­зательства перед государством без вреда для своего хозяйства, благо­состояния и здоровья. Данный элемент налоговой системы закре­плен в п. 1 ст. 3 НК РФ, где указывается: «При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога».

Система налогов и сборов, закрепленная гл. 2 НК РФ, представ­ляет собой обособленный и вместе с тем ключевой элемент налого­вой системы Российского государства. Система действующих налогов и сборов обусловлена федеративным устройством государства и подразделяет все налоги и сборы на три вида: федеральные, региональные и местные.

К налоговой администрации относятся органы управления на­логами, которые наделены властными полномочиями в сфере на­логообложения и согласно ст. 30 НК РФ призваны осуществлять на­логовый контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов. В настоящее время налоговая администрация включает в себя нало­говые органы, Федеральную службу по экономическим и налоговым преступлениям МВД России, таможенные органы.

Система методов налогообложения охватывает две группы ме­тодов:

  1. методы построения и нормативного закрепления налогов и сборов, которые применяют законодательные органы;
  2. методы налогового администрирования, применяемые нало­говой администрацией при взимании налогов и сборов.

Особое значение имеет налоговое администрирование, при реали­зации которого используют следующие методы:

  • создание условий для добровольного исполнения налогопла­тельщиками обязанности по уплате налогов;
  • налоговый контроль, предполагающий в отдельных случаях применение принудительных мер для исполнения обязанно­сти по уплате налогов.

Банковская система

Банковская система представляет собой совокупность различных видов банков, существующих в данной стране. В Российской Феде­рации, в соответствии с Законом о банках и Законом о Банке Рос­сии, банковская система представлена двумя уровнями:

  1. ЦБ РФ;
  2. коммерческие банки, осуществляю­щие банковские операции, филиалы и представительства иностран­ных банков.

Центральный банк РФ выступает, с одной стороны, в роли власт­ного органа, осуществляющего от лица государства экономическую политику посредством только ему присущих инструментов и мето­дов, с другой — в роли обычного субъекта коммерческой деятель­ности.

Выступая в роли властного органа, ЦБ РФ строит отношения с коммерческими банками по схеме «власть — подчинение», осущест­вляя банковское регулирование и надзор. Он устанавливает для кре­дитных организаций правила совершения банковских операций, ве­дения бухгалтерского учета, лицензирует кредитные организации, осуществляет за ними надзор. Главной целью банковского надзора является поддержание стабильности банковской системы в интере­сах вкладчиков и кредиторов.

Система государственного и муниципального кредита (долга)

Система государственного и муниципального кредита (долга) пред­ставляет собой систему создания государственных и муниципаль­ных денежных фондов посредством предоставления гражданами или юридическими лицами денежных средств государству или муници­пальному образованию на основе договора займа. Заемщиком по этому договору выступает государство в лице Правительства РФ или муниципальное образование, заимодавцами — граждане и юридиче­ские лица.

Договор государственного займа регламентируется нормами гл. 14 «Государственный и муниципальный долг» БК РФ и заклю­чается путем приобретения гражданами и юридическими лицами на добровольной основе государственных облигаций или иных государ­ственных ценных бумаг, удостоверяющих право заимодавца на полу­чение от заемщика денежных средств. Договор муниципального зай­ма заключается путем приобретения гражданином или юридическим лицом выпущенных органом местного самоуправления муниципаль­ных облигаций.

Имущественное и личное страхование

Имущественное и личное страхование является одним из инсти­тутов финансовой системы Российской Федерации и представля­ет собой, в свою очередь, систему денежных фондов, которые соз­даются в интересах физических и юридических лиц при наступле­нии непредвиденных событий (страховых случаев) и формируются из уплачиваемых данными физическими и юридическими лицами страховых взносов (страховых премий). В процессе страхования соз­даются денежные фонды страховщиков, используемые для возмеще­ния ущерба.

Страхование бывает двух видов:

  • обязательное;
  • добровольное.

В зависимости от вида объектов страхования оно подразде­ляется:

  • на личное;
  • имущественное.

Система страхования в Российской Федерации закреплена ря­дом законодательных актов: ГК РФ (ст. 927-970), Законом РФ от 28 июня 1991 г. № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», Законом об организации страхового дела в РФ и другими нормативными актами.

Финансы хозяйствующих субъектов

Финансы хозяйствующих субъектов составляют важнейший ин­ститут финансовой системы Российской Федерации, так как непос­редственно связаны с производством необходимой обществу продук­ции и оказанием определенных услуг, денежная выручка от реализа­ции которых, и прежде всего прибыль, служит основой для создания разнообразных денежных фондов. В состав хозяйствующих субъек­тов входят коммерческие и некоммерческие предприятия, индиви­дуальные предприниматели без образования юридического лица.

Финансы хозяйствующих субъектов как фонды денежных средств представляют собой один из внутренних доходных источников де­нежных фондов государства. В процессе финансовой деятельности предприятия вступают в финансовые отношения с государством по уплате налогов и других платежей в бюджетные фонды и по уплате в государственные внебюджетные фонды страховых взносов (в Пен­сионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и т.д.).

По социально-экономической природе финансы предприятий всех форм собственности едины, что обеспечивается единством де­нежной системы, единством форм финансовой документации и еди­ной правовой базой. Правовую базу финансов предприятий образу­ют следующие основные нормативные акты: ГК РФ, НК РФ, БК РФ, Закон о бухгалтерском учете и др.

Финансы населения

Финансы населения представляют собой денежные средства граж­дан, находящиеся в банковских и иных учреждениях, а также в лич­ном распоряжении и хранении. Это очень важный фонд денежных средств, который государство обязано всегда учитывать при осущест­влении своей финансовой политики.

Каждый из институтов финансовой системы государства являет­ся финансово-правовым институтом, функционирующим на строго правовой основе. Нормативные акты, содержащие нормы финансо­вого права и формирующие финансовую систему Российской Феде­рации, объединяются в самостоятельное, юридически своеобразное подразделение российского права — финансовое право.

 

1.8888888888889 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).