Понятие коллективных трудовых споров
Согласно ст. 398 ТК РФ коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
При возникновении затруднений с написанием курсовой или дипломной работы, связанных с тематикой трудовых споров, вы можете обратиться за помощью на сайт.
Предметом коллективного трудового спора являются законные интересы и права объединенных в трудовые коллективы работников.
День начала коллективного трудового спора - день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со ст. 400 ТК РФ своего решения. Правом выдвижения требований обладают работники и их представители (но не работодатель!), определенные в ТК РФ .
Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю.
Забастовка - временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.
Примирительные процедуры - рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения
- примирительной комиссией,
- с участием посредника и (или)
- в трудовом арбитраже.
Виды коллективных трудовых споров
1) по характеру спора:
- по поводу установления или изменения условий труда, заключения или изменения коллективных договоров, соглашений по вопросам труда и быта работников;
- по поводу выполнения коллективных договоров, соглашений, трудового законодательства.
2) по субъектам правоотношения, из которых возникают коллективные трудовые споры (из правоотношения):
- трудового коллектива - с работодателем (администрацией);
- профкома - с работодателем (администрацией);
- споры широкой сферы из правоотношений социальных партнеров выше уровня предприятия, учреждения, организации.
3) По правоотношениям, из которых может возникнуть спор:
- споры из трудовых правоотношений (их абсолютное большинство);
- споры из правоотношений по трудоустройству (например, не принятого по брони инвалида или другого лица, с которым работодатель обязан заключить трудовой договор);
- споры из правоотношений по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и правил охраны труда;
- споры из правоотношений по подготовке кадров и повышению квалификации работников на производстве;
- споры из правоотношений по возмещению материального ущерба работником предприятию;
- споры из правоотношений по возмещению работодателем ущерба работнику в связи с повреждением его здоровья на работе или нарушением его права трудиться;
- споры из правоотношений профкома с работодателем по вопросам труда, быта, культуры;
- споры из правоотношений коллектива работников с работодателем;
- споры из социально-партнерских правоотношений на четырех более высоких уровнях.
Как видно из указанных видов, все коллективные споры – это споры сферы социально-партнерских отношений на различных их уровнях. И спорящими сторонами в коллективном трудовом споре являются коллективы, объединения работников и работодатели, их объединения в лице соответствующих представителей в зависимости от уровня социально-партнерских правоотношений: на предприятии, в организации, на федеральном, отраслевом, региональном, территориальном уровне.