Понятие и виды монополий

Понятие монополий

Монополия (от греч. monos - «один»  и  poleo - «продаю») - это исключительное право на осуществление определенных действий производственного процесса; предоставляется это право, как правило, государством, за исключением временной монополии.

Монополия в экономической теории

В экономической теории к пониманию монополии выработаны те же самые подходы, что и к конкуренции:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
  • cтруктурный подход подчёркивает исключительность положения хозяйствующего субъекта;
  • поведенческий подход акцентирует внимание на господствующем поведении субъекта;
  • функциональный (ролевой) подход подчёркивает последствия монополизации.


Монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (Ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции").

Виды монополий

По критерию наличия защиты монополии от конкуренции государственной системой организационного и нормативного регулирования:

А) Закрытые (юридические) монополии:

  1. непосредственно регулируемые государством:
    • государственные монополии;
    • естественные монополии.
  2. обладатели исключительных прав (не защищены от конкуренции, а потому должны подчиняться общим правилом (принципам) рыночной экономики и предпринимательства).

Б) Открытые (рыночные, временные) монополии.


 

Монополии, непосредственно регулируемые государством, создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов.

Государственные монополии - это монополии, созданные в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъектов монополии, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа, установленную в федеральных актах, и направленные на обеспечение публичных интересов. Государственная монополия - это искусственная монополия.

Естественная монополия - это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке, в т.ч. путём ввоза продукции на рынок, независимо от уровня спроса, невозможно либо экономически неэффективно при существующем уровне инновационного развития.

Легальное определение дано в ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях": "естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров".

Монополии обладателей исключительных прав - возможность занятия на рынке монопольного положения в связи с монопольным характером самих этих прав на нематериальные блага.

Временная монополия - это монополия в условиях временного отсутствия конкуренции. Такие монополии создаются в результате самостоятельных действий хозяйствующих субъектов  и не регулируются государством.


 Монополии можно классифицировать и по другим основаниям:

  1. в зависимости от характера происхождения:
    • естественные;
    • искусственные.
  2. по степени государственного регулирования:
    • непосредственно (прямо) регулируемые государством;
    • опосредованно регулируемые государством.

С учетом сферы деятельности можно говорить о монополиях в области газовой и нефтяной промышленности, транспорта и связи и т. д.

Монопсония - единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель.

Олигополия - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.

Картель - договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике.

Синдикат - сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).