Понятие монополий
Монополия (от греч. monos - «один» и poleo - «продаю») - это исключительное право на осуществление определенных действий производственного процесса; предоставляется это право, как правило, государством, за исключением временной монополии.
В экономической теории к пониманию монополии выработаны те же самые подходы, что и к конкуренции:
- cтруктурный подход подчёркивает исключительность положения хозяйствующего субъекта;
- поведенческий подход акцентирует внимание на господствующем поведении субъекта;
- функциональный (ролевой) подход подчёркивает последствия монополизации.
Монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью (Ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Виды монополий
По критерию наличия защиты монополии от конкуренции государственной системой организационного и нормативного регулирования:
А) Закрытые (юридические) монополии:
- непосредственно регулируемые государством:
- государственные монополии;
- естественные монополии.
- обладатели исключительных прав (не защищены от конкуренции, а потому должны подчиняться общим правилом (принципам) рыночной экономики и предпринимательства).
Б) Открытые (рыночные, временные) монополии.
Монополии, непосредственно регулируемые государством, создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов.
Государственные монополии - это монополии, созданные в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъектов монополии, формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа, установленную в федеральных актах, и направленные на обеспечение публичных интересов. Государственная монополия - это искусственная монополия.
Естественная монополия - это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке, в т.ч. путём ввоза продукции на рынок, независимо от уровня спроса, невозможно либо экономически неэффективно при существующем уровне инновационного развития.
Легальное определение дано в ст. 3 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях": "естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров".
Монополии обладателей исключительных прав - возможность занятия на рынке монопольного положения в связи с монопольным характером самих этих прав на нематериальные блага.
Временная монополия - это монополия в условиях временного отсутствия конкуренции. Такие монополии создаются в результате самостоятельных действий хозяйствующих субъектов и не регулируются государством.
Монополии можно классифицировать и по другим основаниям:
- в зависимости от характера происхождения:
- естественные;
- искусственные.
- по степени государственного регулирования:
- непосредственно (прямо) регулируемые государством;
- опосредованно регулируемые государством.
С учетом сферы деятельности можно говорить о монополиях в области газовой и нефтяной промышленности, транспорта и связи и т. д.
Монопсония - единственный или доминирующий на рынке определенного товара покупатель.
Олигополия - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм.
Картель - договоренность (в том числе неформальная) о единой сбытовой политике.
Синдикат - сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно.