Понятие почерка, его признаки, их классификация

Судебное почерковедение (криминалистическое исследование письма) — один из видов криминалистической идентификации личности, который заключается в сравнительном исследовании признаков письма, отобразившихся в документе, исполнитель которого неизвестен или вызывает сомнения, и признаков письма, имеющихся в образцах, написанных лицами, подозреваемыми в исполнении этого документа.

 

Под почерком в криминалистике понимается индивидуальная и динамически устойчивая программа графической техники письма, в основе которой лежит зрительно-двигательный образ выполнения рукописи, реализуемая с помощью системы движений.

Такие существенные свойства почерка, как индивидуальность и устойчивость, являются предметом изучения только криминалистики.

Подробнее о почерке

В основе формирования почерка лежат навыки. В период обучения письму человек исполняет штрихи буквы изолированно, осознавая каждое расчлененное им действие, не охватывая при этом одновременно все содержание написанного и другие элементы, которые составляют комплексное понятие письма. Когда навыки письма отсутствуют, процесс письма максимально трудоемок, требует значительных усилий, движения руки пишущего замедленны.

В результате систематических упражнений у пишущего образуются определенные навыки, формируется система выработанных движений, позволяющая исполнять письмо быстро, скорописью, не контролируя непосредственное исполнение каждого элемента буквы. В дальнейшем почерк у человека приводится в отлаженную систему выработанных условно-рефлекторных связей — так называемый динамический стереотип. Теперь у пишущего на первый план выступает только смысловая сторона письма, а сам почерк переходит в категорию сознательно не контролируемого действия, в автоматизм движений. Почерк приобретает устойчивость.

Условно-рефлекторные связи письма образуются под влиянием множества факторов, определяемых физическими и психическими особенностями данного лица и условиями обучения. В результате в почерке закрепляются индивидуальные отклонения, причем их совокупность в разнообразном сочетании неповторима для каждого лица.

Поскольку динамический стереотип обладает устойчивостью, при умышленном изменении почерка происходит переход к осознанным движениям руки, и в результате наступает деавтоматизация почерка, выражающаяся в замедленном движении руки; исчезает непринужденность в почерке. При этом всякое умышленное изменение почерка также носит индивидуальный характер. В любом документе при достаточном количестве графического материала всегда появляются признаки, вновь выработанные пишущим. В то же время будут "прорываться" и признаки, характерные для его обычного почерка.

Для того чтобы полностью изменить почерк, необходимо выработать новый динамический стереотип, что практически оказывается невозможным, так как специфические для письма данного человека нервные связи вырабатываются и закрепляются в течение длительного периода времени и поэтому становятся весьма прочными, обусловливая образование в почерке целого ряда устойчивых признаков.

Из этого, однако, нельзя делать вывод, что почерк того или иного человека является абсолютно постоянным. Естественные изменения почерка вызываются физическим и психическим состоянием данного лица, характером трудовой деятельности и иными причинами, а также конкретными условиями выполнения документа (целевым назначением документа, состоянием, положением пишущего, материалами и принадлежностями письма и т. д.). Но все эти отклонения, как бы велики они ни были, остаются относительными. Поэтому каждый почерк при любых изменениях всегда остается индивидуальным, сохраняет присущую данному лицу в данный период его жизни совокупность признаков, достаточных для графической идентификации.

 

Признаки почерка разделяются на две группы:

  1. общие (или групповые);
  2. частные (или особенности почерка).

Общие (групповые) признаки почерка

Общие признаки характеризуют почерк как систему движений. К ним относятся:

    1. Выработанность почерка.
    2. Размер букв.
    3. Наклон букв.
    4. Связность почерка.
    5. Разгон почерка.
    6. Интенсивность нажимов.

Выработанность почерка — уровень владения техникой письма, проявляющийся в способности выполнить текст в быстром темпе, устойчивыми координированными движениями в соответствии с общепринятой системой скорописи. Из этого определения следует, что составными элементами выработанности почерка являются темп и координация движений. В зависимости от степени выработанности почерк определяют как высоко-, средне- и маловыработанный.

Пример

Pocherk 1

Рис. 1. Степень выработанности почерка:

А — высоковыработанный;

Б — средний по степени выработанности;

В — маловыработанный.

 

Размер букв определяют по высоте как малый (до 2 мм), средний (от 2 мм до 5 мм) и большой (свыше 5 мм), а также по ширине букв. Размер букв — признак устойчивый, изменяется он только преднамеренно или в зависимости от целевого назначения документа.

Пример

Pocherk 2

Рис. 2. Размер букв почерка:

А — большой;

Б — средний;

В — малый.

 

Наклон букв зависит от расположенности их продольных осей относительно линии строки. С учетом от этого почерк определяют как прямой, правонаклонный и левонаклонный. Если продольные оси букв расположены по-разному (вправо, влево) в одной рукописи, то почерк именуют неустойчивым.

Пример

Pocherk 3

Рис. 3. Наклон букв почерка:

А — прямой;

Б — правонаклонный;

В — левонаклонный.

 

Связность почерка зависит от способности выполнить определенное количество знаков в пределах одного слова без отрыва пишущего прибора от бумаги. Малая связанность – когда непрерывно выполняют не более 2-3 букв, средняя - от 4 до 6 букв, свыше 6 букв – большая.

Пример

Pocherk 4

Рис. 4. Связность почерка:

А — высокосвязный;

Б — средний по степени связности;

В — отрывистый.

 

Разгон почерка:

  • если ширина букв или расстояние между ними менее высоты букв, то такой почерк считается сжатым;
  • при равенстве высоты и ширины букв почерк называют средним по разгону;
  • если ширина букв или расстояние между ними более высоты букв — размашистым.

Пример

Pocherk 5

Рис. 5. Разгон почерка:

А — почерк сжатый;

Б — почерк средний по разгону;

В — почерк размашистый.

 

Сложность почерка тесно связана со степенью его выработанности и выражается в упрощении или усложнении письменных знаков и их связей по сравнению с принятыми нормами (типовыми прописями). Упрощения выражаются в утрате отдельных элементов письменных знаков или в уменьшении их размера либо в выпрямлении овальных движений и введении в рукопись упрощенных конструкций письменных знаков, при котором снижается четкость и разборчивость почерка (упрощенный почерк). Усложнения выражаются в дополнительных элементах письменных знаков, не предусмотренных прописями, появлении в почерке вычурности (усложненный почерк). Почерк, в котором отсутствуют как упрощенные, так и усложненные движения, внешний вид которого близок к типовым прописям, именуется простым.

Пример

Pocherk 6

Рис. 6. Сложность почерка:

А — простой;

Б — упрощенный;

В — усложненный.

 

Интенсивность нажимов определяется отношением ширины штриха, выполненного с нажимом, к ширине штриха, выполненного без нажима. При слабом нажиме ширина основных и соединительных штрихов равна; при среднем — основные штрихи вдвое шире, чем штрихи соединительные; при сильном — более чем в два раза.

 

Частные признаки почерка (или особенности почерка)

Под частными понимаются признаки, которые характеризуют индивидуальные особенности движений при исполнении письменных знаков. К ним относятся:

1) признаки направления движения при выполнении буквы в целом или отдельных ее элементов:

    • левоокружное и правоокружное,
    • приводящее (к пишущему) и отводящее (от пишущего) при выполнении вертикальных элементов;

2) признаки соотношения движений:

    • соотношение размера штрихов в букве и букв в слове;
    • соотношение верхних и нижних окончаний штрихов;
    • соотношение наклонов штрихов в буквах и букв в словах и др.;

3) признаки локализации движений и иные их особенности:

    • место начала и окончания движения, когда выполняется элемент буквы;
    • место расположения нажима;
    • форма и темп начала и окончания штрихов и др.
2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий