Понятие подведомственности гражданских дел и его законодательное закрепление
ГПК РФ не дает легального определения понятия подведомственности. В юридической литературе также отсутствует определение, которое признавалось бы большинством авторов и не вызывало дискуссий.
Подведомственность (от глагола «ведать») означает в гражданском процессуальном праве предметную компетенцию судов, арбитражных судов, третейских судов, нотариата, органов по рассмотрению и разрешению трудовых споров, других органов государства и организаций, имеющих право рассматривать и разрешать отдельные правовые вопросы.
Иначе, подведомственность — это закрепленная законом относимость дел к ведению различных органов, полномочных их рассматривать и разрешать.
Институт судебной подведомственности - совокупность процессуальных норм, устанавливающих правила и условия, с помощью которых определяется возможность судебного рассмотрения и разрешения гражданских дел.
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, осуществляют (ст. 11 ГК РФ):
- суд;
- арбитражный суд;
- третейский суд.
Критерии определения судебной подведомственности (из научной литературы):
- круг дел, отнесенных законом к ведению суда (учитывается характер дела);
- компетенция суда (полномочия суда на разрешение гражданских дел, отнесенных к ведению суда);
- судебная юрисдикция в отношении дел, отнесенных к ведению суда.
Для определения подведомственности дел различных видов судопроизводства (искового, особого, приказного и т.д.) применяются разные правила.
В соответствии со ст. 22 ГПК РФ судам подведомственны:
- исковые дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
- дела по указанным в ст. 122 Кодекса требованиям, разрешаемые в порядке приказного производства;
- дела особого производства, указанные в ст. 262 Кодекса;
- дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
- дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений;
- дела об оказании содействия третейским судам в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Все исковые и неисковые дела рассматриваются судами общей юрисдикции при условии, что они не относятся к категории экономических споров и других дел, отнесенных законов к ведению арбитражных судов (ст. 22 ГПК РФ).
При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.
В случае, если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.
Виды подведомственности
В теории гражданского процессуального права и в законодательстве различают несколько видов подведомственности. Знание этих видов позволяет правильно решать вопрос о применении той или иной формы защиты права или о последовательности обращения граждан и организаций за защитой права в различные органы государства или компетентные организации.
Подведомственность конкретного правового требования может быть:
- исключительной,
- альтернативной,
- условной,
- определяемой по связи требований.
Исключительная подведомственность
Исключительная подведомственность означает, что конкретное юридическое дело может быть разрешено только судом и никаким иным органом, а также возможность стороны обратиться непосредственно в суд, минуя любое досудебное рассмотрение дела каким-либо органом.
Абсолютное большинство споров, вытекающих из гражданских, семейных, жилищных, экологических, других правоотношений, рассматривается непосредственно только судом и не может разрешаться по существу другими органами.
К исключительной подведомственности относятся споры о признании авторства на художественное произведение, о восстановлении на работе, о признании договора передачи квартиры в собственность гражданам недействительным и т.д.
Альтернативная подведомственность
Альтернативная подведомственность существует тогда, когда спор правового характера может быть по закону разрешен не только судом, но и другим несудебным органом (в административном порядке, нотариальном порядке, третейским судом), однако обязательность обращения в этот орган не закреплена.
Альтернативной называется подведомственность по выбору лица, ищущего защиты своих прав. Например, действия (бездействие, решение) органов государственной власти, государственных и муниципальных служащих могут быть обжалованы как в суд, так и вышестоящему должностному лицу или органу.
Обращение к той или иной форме защиты права зависит от усмотрения истца, заявителя, другого заинтересованного лица или определяется соглашением сторон, выраженным как в отдельном документе, так и в тексте гражданско-правового договора (контракте).
Разновидностью альтернативной подведомственности является передача споров третейским судам (некоторые авторы выделяют её как договорную подведомственность). Для передачи спора третейскому суду требуется волеизъявление не одной стороны, а двух сторон и заключение соглашения о передаче спора третейскому суду в определенной форме.
Условная подведомственность
Данный вид подведомственности означает, что для определенной категории споров или иных правовых вопросов соблюдение предварительного внесудебного (досудебного) порядка их рассмотрения выступает в качестве необходимого условия их подведомственности суду. Для условной подведомственности характерно, чтобы требование до суда обязательно было предметом рассмотрения и разрешения другого органа.
Например, в силу ч. 2 ст. 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном НК РФ, и т.д.
Подведомственность дел, определяемая по связи исковых требований
При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду, а другие — арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции, если их разделение невозможно.
Объективное соединение требований возможно при наличии общности их оснований.
В ст. 22 ГПК РФ содержится правило, позволяющее решить вопросы подведомственности связанных между собой исковых требований, когда их разъединение возможно. В этой статье Кодекса РФ закреплен приоритет подведомственности судов общей юрисдикции.
Если возможно разделение требований, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.