Понятие, признаки и предпосылки правовых отношений

В обществе существует множество различных отношений - экономических, политических, юридических, моральных, духовных, культурных и др. Собственно, само человеческое общество есть совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, возникающих и функционирующих в обществе между индивидами и их объединениями, являются (в отличие от взаимосвязей в природе) общественными, или социальными.

Право - особый, официальный, государственный регулятор общественных отношений. В этом его главное назначение. Регулируя те или иные отношения, оно тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид - становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку.

Следовательно, правовые отношения можно в самом общем смысле определить как общественные отношения, урегулированные правом. При этом регулируемые отношения в принципе не утрачивают своего фактического содержания (экономического, политического, семейного, имущественного и т.д.), а лишь видоизменяются, обретая новое, дополнительное свойство. Иначе говоря, правоотношение не отделяется от опосредуемого им реального отношения, не находится где-то рядом или над ним, а существует вместе с ним.

Именно с помощью такого нормативного воздействия государственная власть переводит определенные отношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость, желаемую направленность, вводит в нужное русло.

Но есть и такие правоотношения, которые возникают только как правовые и в другом качестве существовать не могут (например, конституционные, административные, процессуальные, уголовные и другие).

Таким образом, правоотношения - следствие действия права как социального и государственного института. Это значит, что правоотношения немыслимы вне права или без права. Есть лишь отношения, объективно требующие или не требующие правового опосредования. Именно связь с правом, урегулированность тех или иных отношений правом дает основание называть их правовыми. Не может быть такого положения, чтобы правовые отношения существовали помимо и независимо от юридических норм.

Из сказанного вытекает, что любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение. Это определяется границами действия права, которые, однако, не являются абсолютными, раз навсегда данными. Условия меняются, и то, что в одно время регламентируется законом, в другой период может перестать быть его объектом.

В любом правовом отношении выделяются содержания:

    • фактическое (экономическое, политическое и т.д.), не меняется в результате опосредования правом реального, т.е. фактического, отношения;
    • юридическое - субъективные права и обязанности участников правоотношения;
    • волевое - составляют воля государства и воля самих субъектов.

Структура правоотношения:

    1. субъект;
    2. объект;
    3. субъективное право;
    4. юридическая обязанность.
Признаки правовых отношений как особого вида общественных отношений:
    1. урегулированное правом общественное отношение;
    2. возникает, изменяется или прекращается на основе норм права;
    3. субъекты взаимосвязаны субъективными правами и обязанностями;
    4. носят волевой характер;
    5. возникает по поводу определяемого блага, ценности;
    6. охраняется государством.

Подробнее

Правоотношения возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают (вызывают к жизни) правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы - нет и правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность.

Субъекты правовых отношений взаимосвязаны юридическими правами и обязанностями, которые в правовой науке принято называть субъективными. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны корреспондирует (соответствует) обязанность другой, и наоборот. Их можно назвать встречными. Участники правоотношения выступают по отношению друг к другу как управомоченные и правообязанные люди, интересы одного могут быть реализованы лишь через посредство другого.

Правовые отношения носят волевой характер:

    1. потому, что через нормы прав в них отражается государственная воля;
    2. в силу того, что даже и при наличии юридической нормы правоотношение не может автоматически появиться и затем функционировать без волеизъявления его участников, по крайней мере одного из них. Необходим волевой акт, дающий начало явлению.

Иначе говоря, правоотношения, прежде чем сложиться, проходят через сознание и волю людей. Лишь в отдельных случаях субъект может не знать, что стал участником правового отношения, например, оказавшись наследником по закону после смерти родственника, проживавшего в другом городе. Или, скажем, потерпевший от преступления оказывается затем, помимо своего желания, вовлеченным в уголовно-процессуальное правоотношение с преступником и судом.

Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Конечно, далеко не во всех правовых отношениях государство заинтересовано (например, вытекающих из правонарушений) и, казалось, не должно было бы их защищать, но интерес государства состоит в том, чтобы эти социальные эксцессы правильно разрешались, виновные несли наказание, поэтому оно держит их в поле своего внимания, обеспечивает соблюдение возникающих по этому поводу юридических форм и процедур, прав граждан. Охрана законности и правопорядка означает и охрану правоотношений, но последние в своей совокупности и образуют правовой порядок как результат законности.

Правовые отношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Это не безличная абстрактная связь, а всегда конкретное отношение "кого-то" с "кем-то". Стороны (физические и юридические лица), как правило, известны и могут быть названы поименно, их действия скоординированы. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, например моральных, политических, эстетических, которые не столь формализованы и управляемы.

Виды правоотношений

Виды правовых отношений:

1) по отраслевому признаку:

    • государственные,
    • административные,
    • финансовые,
    • гражданские,
    • трудовые,
    • семейные и т.д.

2) по функции:

    • регулятивные - возникают из правомерных действий субъектов;
    • охранительные - возникают из противоправных, связанных с применением государственного принуждения.

3) по степени конкретизациии и субъектному составу:

    • абсолютные (точно определена лишь одна сторона, например собственник вещи, которому противостоят все те, кто с ним соприкасается или может соприкоснуться, и которые обязаны уважать это его право, не чинить никаких препятствий для его реализации);
    • относительные (строго определены обе стороны, например, "должник-кредитор", "продавец-покупатель"; их можно назвать поименно);
    • общерегулятивные (выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантирования и осуществления основных прав и свобод личности - право на жизнь, честь, достоинство, безопасность, неприкосновенность жилища, свободу слова и т.п., а равно обязанностей - соблюдать законы, правопорядок). Возникают главным образом на основе норм Конституции, других основополагающих актов и являются базовыми, исходными для отраслевых правоотношений

4) по степени сложности:

    • простые (между двумя субъектами);
    • сложные (между несколькими или даже неограниченным числом субъектов);

5) по продолжительности:

    • кратковременные;
    • долговременные.

Предпосылки возникновения правоотношений

Правовые отношения могут возникать и функционировать лишь при определенных предпосылках:

    1. материальных (общих);
    2. юридических (или специальных).

Материальные предпосылки возникновения правоотношений - совокупность экономических, социальных, культурных и иных факторов, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений; необходимы для возникновения и существования любого отношения. К ним относятся:

    • наличие не менее двух субъектов (т.к. человек не может состоять в каком-либо отношении с самим собой);
    • интересы, потребности людей, под влиянием которых они вступают в разнообразные правоотношения;
    • ценность, благо.

Потребности могут быть материальными, духовными или физиологическими. Стремление к удовлетворению названных потребностей и вызывает к жизни соответствующие правоотношения, в этом их первопричина.

Формально-юридические предпосылки возникновения правоотношений являются необходимым условием возникновения и действия реальных правовых отношении в конкретных случаях. К ним относятся:

    1. норма права;
    2. праводееспособность субъектов;
    3. юридический факт.
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).