Метод моделирования ориентирует на работу не с объектом, представленным для восприятия в натуре, а с его аналогом — моделью.
Модель — это другой объект, другая система, отражающая лишь ту или иную меру сходства с оригиналом.
Криминалистическая модель представляет собой искусственно созданную систему, воспроизводящую с определенной степенью сходства заменяемый ею объект.
Изучение и проверка модели позволяет получить новые знания об оригинале и использовать их для решения
- поисковых,
- познавательных,
- распознавательных,
- идентификационных,
- управленческих
и иных задач в уголовном процессе, а также в научных криминалистических исследованиях.
Виды криминалистических моделей:
- материальные;
- идеальные (мысленные).
Материальные модели
Отличительной особенностью материальных моделей является то, что они воспроизводят объекты в материально фиксированном виде. К их числу относятся специально создаваемые уникальные криминалистические системы (конструкции, предметы и т.д.), а также отобранные для использования вместо подлинных образцы — оригиналы выпускаемых в серийном варианте предметов.
Материальные модели используются для криминалистического анализа искомых, познаваемых объектов, построения версий по результатам анализа, разработки программ по проверке версий. Они так же используются при проведении отдельных следственных и других действий (например, путем предъявления для обозрения допрашиваемому).
Идеальные (мысленные) модели
Идеальные (мысленные) модели используются в поисково-познавательной деятельности наиболее часто и продуктивно. Это легко объяснить, если учесть, что все представления относительно познаваемых объектов из разряда событий прошлого, а также представления о задачах, подлежащих решению, будущих действиях, дальнейших шагов на пути познания, о том, что, с помощью чего и каким образом должно быть сделано, являются только моделями.
Мысленная модель, как и материальная, является системой, но состоящей не из материально фиксированных, а из мысленных компонентов. Она может быть материализована в виде схемы, рисунка, макета, формулы, чертежа, описания.
Важной особенностью мысленной модели, как формы мышления, является ее свойство быть аналогом еще не познанных обстоятельств, скрытых связей, невыявленных отношений.
Выступая в качестве итога, результата познания в рамках законченного цикла указанной деятельности, мысленные модели играют промежуточную роль между заключительным этапом и теми правовыми решениями, которые принимаются в этой связи и отражаются в документах (о возбуждении уголовного дела, о завершении производства по делу и предъявлении собранных материалов для ознакомления обвиняемым, потерпевшим, о составлении обвинительного заключения, о направлении дела в суд для рассмотрения и т.д.).
В то же время модели, содержащие положительные знания, построенные на начальном и промежуточном этапах ППД (поисково-познавательной деятельности), выступают в качестве средства познания других, неизвестных на данный момент обстоятельств, решения иных задач ППД. В этом же качестве выступают и модели, содержащие только предположительные знания, нуждающиеся в проверке (гипотеза, версии), а также комбинированные мысленные модели, в которые включены предположительное знание об одних признаках объекта и положительное знание о других его сторонах.
Источником нового знания модели становятся потому, что в них, как в интегративных системах, аккумулируются и в комплексе увязываются в некую целостность собранные фактические данные, собственный практический опыт субъекта ППД, обобщенные данные практики (коллективный опыт).
Классификация мысленных моделей
Как и материальные модели, мысленные модели могут классифицироваться по различным основаниям:
- по видам моделируемых объектов (модели событий и модели предметов);
- по степени абстрактности (модели конкретных, единственных в своем роде объектов и типовые обобщенные модели определенных групп населения, фактов, событий и т.п.);
- по объему отражения объекта (модели объекта в целом и модели каких-либо частей, сторон, признаков объекта);
- по цели использования (модели поисковые, иллюстративные, дидактические, идентификационные и т.п.);
- по сфере построения и использования (модели научные, модели практические).
Виды мысленных моделей:
- модели предметов и событий прошлого (например, событий, которые ранее воспринимал какой-либо человек, по поводу которых он дает показания во время его допроса);
- модели предметов и событий настоящего (например, представление следователя о том, что может происходить в соседнем кабинете во время допроса, который производится его коллегой по следственной бригаде);
- модели предметов и событий будущего (например, представления следователя о том, что ему предстоит сделать на другой день).
По характеру знания выделяются модели, содержащие:
- только положительное (достоверное) знание;
- только предположительное знание;
- одновременно и положительное (о каких-то признаках объекта), и предположительное (о других признаках) знания.
Модели группируются также по субъектам криминалистического моделирования (модели следователя, эксперта и т.п.), по отношению к видам и этапам ППД (модели предварительной проверки, модели предварительного расследования, модели первоначального этапа расследования и т.п.), по криминалистическим ситуациям, категориям уголовных дел (например, мысленные модели по делам об убийствах и мысленные модели по делам об убийствах, совершенных в условиях неочевидности).
Названные виды, группы и разновидности моделей могут быть подвергнуты внутренней группировке (так, модели, строящиеся на практике, подразделяются на следственные, оперативно-розыскные, экспертные, судебные).
Криминалистическое моделирование - процесс построения, изучения и использования моделей познаваемых объектов и познающих систем в уголовном судопроизводстве.
Метод моделирования применяется на всем протяжении поисково-познавательной деятельности каждого вида, начиная с момента изучения исходной информации и вплоть до принятия решения о завершении деятельности. Да и само последнее решение является вначале мысленной моделью. Строящиеся модели (криминальных ситуаций, обстоятельств, подлежащих установлению, задач и средств их решения и т.д.) отражаются (фиксируются) не только в памяти субъектов моделирования, но и в составляемых ими документах. Так, модель познаваемого следователем события вначале отражается в постановлении о возбуждении уголовного дела, затем в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого, в постановлении об избрании меры пресечения, других документах. В наиболее полном, завершенном виде модель этого события находит отражение в обвинительном заключении.
Моделирование осуществляется в ходе предварительной проверки, предварительного расследования, судебного следствия, в других сферах практического следоведения.
Криминалистическое моделирование способствует:
- правильной уголовно-правовой квалификации деяния;
- отграничению преступлений от иных общественно опасных деяний;
- выявлению и установлению событий, исследуемых в уголовном процессе;
- выявлению и изобличению лиц, скрывшихся с места происшествия после совершенного ими правонарушения;
- установлению личности по трупу;
- выявлению потерпевших и свидетелей, местонахождение которых неизвестно;
- розыску похищенного имущества, предметов, использованных при совершении общественно опасных деяний;
- установлению событий, которые предшествовали, сопутствовали общественно опасному деянию, последовали вслед за ним;
- установлению цели, мотивов, обстановки, механизма преступного и некоторых видов поведения различных лиц, образуемых при этом следов;
- установлению происхождения и связи между фактами, их временной и пространственной характеристик, устранению противоречий между фактами;
- определению направления поисково-познавательной деятельности, формулированию общих и частных тактических, организационных, управленческих задач, определению средств, путей и методов их решения.
Элементы процесса моделирования:
- субъект моделирования;
- задача, решаемая субъектом при помощи этого метода;
- объект моделирования (оригинал);
- способ моделирования.
Объекты криминалистического моделирования:
- познаваемые объекты;
- объекты, выступающие в качестве средств познания.
Познаваемые объекты
В группе познаваемых объектов моделируются самые различные события (преступления, иные виды человеческой деятельности, акты поведения и т.п.), а также их отдельные элементы, компоненты последних, структура, внешние связи и отношения (предметы, функционировавшие в рамках криминальных событий, результаты преступной деятельности, признаки внешности устанавливаемых потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, прижизненный облик погибших людей, отдельные признаки трупов и т.п.).
Моделируются также криминальные и криминалистические ситуации.
Основное назначение данной разновидности практического моделирования — обеспечить оптимальное решение вопросов, связанных с предметом поиска и познания, с характером, кругом и местом нахождения объектов, которые необходимо отыскать.
Объекты, выступающие в качестве средств познания
В структуру таких объектов, моделируемых в научных и практических целях, входят
- поисково-познавательная деятельность в уголовном процессе в целом,
- отдельные виды и этапы этой деятельности, ее элементы, те или иные совокупности элементов, их признаки, внутренняя структура (в частности, структура экспертного исследования, этапы версионного мышления, структура доказательства, функции и отношения членов следственно-оперативных групп).
В числе систем этого плана в следственной практике чаще всего встречаются:
- версии, криминалистические и правовые решения;
- отдельные следственные и иные действия, их комплексы, средства тактического обеспечения;
- следственные, оперативно-розыскные, экспертные ситуации;
- оперативно-розыскные мероприятия;
- судебные экспертизы;
- планы работы, разрабатываемые на очередной рабочий день, несколько дней, планы этапов расследования и т.д.;
- постановления, определения, обращения, протоколы следственных действий, обвинительные заключения и другие процессуальные и непроцессуальные документы и тексты.
Модели познаваемых и познающих объектов находятся в тесной связи и взаимной зависимости. В ходе ППД идет процесс непрерывного взаимодействия тех и других моделей, движения от моделей одного порядка к моделям другого порядка. В этом процессе участвуют как материальные, так и мыслительные модели, для построения которых используются различные материалы, средства и приемы.
Виды криминалистического моделирования
1) по временной направленности:
- ретроспективное (обращенное в прошлое);
- настоящего;
- перспективное (обращенное к исследованию событий, обстоятельств, явлений будущего).
2) с учетом способа моделирования:
- материальное;
- мысленное (идеальное);
- логико-математическое;
- информационно-компьютерное.
Ретроспективная модель представляет собой логико-информационную и образную систему, воспроизводящую объекты поиска и познания в их главных, существенных, с точки зрения решения поставленной задачи, чертах.
Перспективное моделирование (перспективная модель) дальнейшей деятельности самих субъектов познания отражает остальные черты познающей (поисковой) системы и средств познания первого объекта. Это направление находит свое выражение в представлениях участников ППД о том, что, как, кому, на основе применения каких средств, методов, приемов и в какие сроки необходимо сделать в ходе дальнейшей проверки, расследования и т.д., какими кадровыми, техническими, финансовыми, информационными ресурсами должна быть обеспечена планируемая деятельность.
Выделяя разнообразные виды моделирования и классы моделей, необходимо учитывать их тесную взаимосвязь. Так, к примеру, связь мысленных и материальных моделей обусловлена тем, что еще до построения модели из какого-либо материала человек ее обосновывает, рассчитывает, представляет мысленно.
Материальные модели воспроизводятся в материально фиксированном виде и используются в следственной практике преимущественно при производстве следственных действий и экспертиз. Среди материальных различают:
- пространственно и геометрически подобные модели (слепок со следа, макет помещения, предмета, муляж трупа);
- физически подобные модели (аудио- или видеозаписи следственных действий).
Особым видом материального моделирования является криминалистическая реконструкция, понимаемая как воссоздание отдельных, интересующих следствие объектов по их фрагментам, описаниям, фотоснимкам и другим документальным данным.
Использование в следственной практике логико-математического и информационно-компьютерного моделирования связано с внедрением в деятельность правоохранительных органов компьютерной техники. Сущность математического моделирования в криминалистике состоит в трансформации криминалистической проблемы в математическую задачу, ее решение посредством математического аппарата, а также криминалистическая интерпретация полученных математических результатов.
Особо следует отметить мысленное моделирование, которое занимает особое место и наиболее распространено в уголовном судопроизводстве. На первоначальном этапе расследования практически всегда имеет место информационная неопределенность, которая, создавая логико-познавательные барьеры, ставит перед следователем ряд проблем. В силу своих особенностей мысленное моделирование выступает в качестве необходимого познавательного средства, во многом помогающего процессу управления расследованием.
Так, в процессе расследования уголовного дела следователь, выясняя сущность произошедшего криминального события, строит в своем сознании его мысленную модель – информационную модель расследуемого события. По мере получения информации о преступлении и лице, его совершившем, эта модель становится более полной и менее схематичной. Информационная модель расследуемого события – динамическая система, поскольку ее построение осуществляется параллельно с ходом самого расследования. Причем, информационная модель расследуемого события первоначально оценивается как вероятностная вследствие неполноты информационного насыщения и лишь по мере расследования приобретает во всех элементах или в отдельной части их знание достоверное.
Среди мысленных моделей в свою очередь выделяют:
- образные (иконические, неформализованные) модели, являющиеся по своей форме психическим образом, а в гносеологическом аспекте – одним из средств получения нового знания;
- образно-знаковые (символические, частично формализованные) модели, представленные разного рода условными знаками (буквенными или графическими). В криминалистике к знаковым моделям можно отнести сетевые графики планирования расследования, дактилоскопическую формулу, различные графические приложения к протоколам следственных действий.
Вышеназванные модели могут «работать» в двух направлениях: ретроспективном, обращенном в прошлое, и перспективном, обращенном к исследованию событий (обстоятельств, явлений) будущего.
Особой разновидностью мысленного моделирования является ситуационное моделирование – метод исследования ситуаций, включающий в себя построение модели реальной ситуации и проведение с ней различного рода мысленных экспериментов: прогнозирование направлений ее развития и (или) «проигрывание» на ней предполагаемых решений по управлению ситуацией с целью выбора оптимального. Ситуационное моделирование позволяет оперативно распознать и адекватно оценить наличную следственную ситуацию, незнакомые ситуационные факторы свести к известным, типичным, для которых уже разработаны оптимальный алгоритм или программа по их разрешению.
Стадии криминалистического моделирования
Моделирование начинается с постановки проблемы и принятия решения прибегнуть к данному методу, определения задачи, которая должна быть решена с его помощью.
Стадии криминалистического моделирования:
- построение модели объекта;
- изучение построенной модели;
- реализация модели (проверки модельной информации).
Построить модель объекта — это значит
- на основании собранных фактических данных, личного и обобщенного опыта составить общее представление о характере, природе и групповой принадлежности объекта;
- определить структуру, наполнить необходимыми деталями созданный эскизный «портрет» объекта;
- тем или иным способом зафиксировать построенную модель (в памяти, в рисунке, в чертеже и т.д.).
Состав компонентов (структурных элементов) модели определяется, исходя из представления о том, какие из них являются существенными с точки зрения успешного решения поставленных задач с помощью модели.
В процессе изучения модели она подвергается логическому анализу и мысленному эксперименту с выведением и мысленной проверкой выводимых суждений. В ходе мысленного эксперимента субъект моделирования
- выделяет условия, которые воздействуют на объект,
- сознательно и планомерно изменяет эти условия,
- определяет, какое воздействие они оказывают на объект и модель, и,
- сопоставляя свои суждения с установленными фактами, осуществляет корректировку модели.
Осмыслив изученную модель, субъект моделирования выводит из нее следствия, то есть суждения о фактах, которые должны существовать в реальной действительности при условии правильности модели, и приступает к ее проверке.
Проверка модели предполагает осуществление практических действий, направленных на обнаружение и исследование упомянутых фактов. Проверить модель — это значит выяснить, имеют ли место в действительности те факты (события, следы и т.д.), суждения о которых были сделаны в процессе изучения модели. Оценка результатов проведенной в этом направлении работы позволяет сделать вывод о достоверности либо об ошибочности, о неточности в какой-либо части построенной модели (и необходимости ее корректировки в последних случаях).
Модели событий настоящего, как и модели событий прошлого (ретроспективные модели), проверяются путем построения и реализации перспективных моделей деятельности субъектов моделирования.