Порядок ликвидации юридических лиц, значение промежуточного ликвидационного баланса и ликвидационного баланса, ответственность ликвидационной комиссии (ликвидатора)

Порядок ликвидации юридических лиц

Ст. 63 ГК РФ устанавливает порядок ликвидации юридического лица.

Ликвидационная комиссия:

  1. помещает публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (не менее 2 месяцев) в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица;
  2. принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности;
  3. письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица;
  4. составляет промежуточный ликвидационный баланс;
  5. осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов (в порядке, установленном для исполнения судебных решений; если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов);
  6. выплачивает денежные суммы кредиторам ликвидируемого юридического лица;
  7. составляет ликвидационный баланс.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:

При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности (ст. 64 ГК РФ):

  1. требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
  2. выплаты выходных пособий и оплата труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и выплаты вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;
  3. производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  4. производятся расчеты с другими кредиторами.

Расчеты производятся в порядке очередности и, только удовлетворив все требования кредиторов одной очереди, ликвидационная комиссия (ликвидатор) вправе перейти к требованиям следующей очереди. Если при удовлетворении требований какой-либо очереди кредиторов имуществ окажется недостаточно, то его распределяют пропорционально.

Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» говорит о том, что ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через 2 месяца с момента помещения в органах печати публикации о ликвидации юридического лица» (часть 2 статьи 22).

Расчеты с кредиторами первой и второй очереди должны быть осуществлены в течение 1 месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Таким образом, минимальный определенный законодательством срок ликвидации составляет 3 месяца.

Значение промежуточного ликвидационного баланса

Ликвидационный баланс может быть представлен по форме бухгалтерского баланса (см. Информацию ФНС России "О предоставлении документов при ликвидации юридического лица").

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения:

  • о составе имущества ликвидируемого юридического лица;
  • о перечне предъявленных кредиторами требований;
  • о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Является основанием для выплаты денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Значение ликвидационного баланса

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Ответственность ликвидационной комиссии

При ликвидации предприятий возникает имущественная ответственность:

  • самого предприятия;
  • учредителей (участников) или собственника;
  • должностных лиц предприятия;
  • ликвидационной комиссии;
  • кредиторов предприятия.

Для решения вопроса об ответственности ликвидационной комиссии необходимо сначала определиться с ее правовым статусом.

Отнесение ликвидационной комиссии к органам управления юридического лица прямо вытекает из действующего законодательства (п. 3 ст. 62 ГК).

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.

Так как полномочия ликвидационной комиссии и единоличного ликвидатора по закону равны, это дает основания предположить, что комиссия является коллективным органом управления, а ее председатель выполняет лишь организационно-представительские функции.

Для представления интересов ликвидируемого юридического лица член ликвидационной комиссии или ее председатель должны иметь протокол общего собрания учредителей (решение суда) об утверждении состава комиссии и протокол о предоставлении конкретному лицу тех или иных полномочий. Даже совпадение в одном лице бывшего руководителя предприятия и председателя ликвидационной комиссии не дает оснований считать, что председатель комиссии обладает какими-либо самостоятельными полномочиями.

Члены ликвидационной комиссии, являясь по смыслу п. 3 ст. 56 ГК РФ, "другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания", должны в соответствии с этой нормой солидарно нести субсидиарную ответственность. Только если член ликвидационной комиссии докажет отсутствие вины (не голосовал или голосовал против по конкретному вопросу), он может быть освобожден от привлечения к имущественной ответственности.

 

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).