Правовая защита информации

Как известно, право — это обусловленная природой человека и общества система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения. Иначе говоря, это совокупность общеобязательных правил и норм поведения, установленных государством в отношении определенных сфер жизни и деятельности.

На государственном уровне правовая защита регулируется государственными и ведомственными актами, такими как Конституция, законы Российской Федерации, гражданское, административное, уголовное право, изложенные в соответствующих кодексах.

Направления правовой защиты объектов в информационной сфере:

  1. Защита чести, достоинства и деловой репутации граждан и организаций; духовности и интеллектуального уровня развития личности; нравственных и эстетических идеалов; стабильности и устойчивости развития общества; информационного суверенитета и целостности государства от угроз воздействия вредной, опасной, недоброкачественной информации, недостоверной, ложной информации, дезинформации, от сокрытия информации об опасности для жизни личности, развития общества и государства, от нарушения порядка распространения информации.
  2. Защита информации и информационных ресурсов прежде всего ограниченного доступа (все виды тайн, в том числе и личные тайны), а также информационных систем, информационных технологий, средств связи и телекоммуникаций  от угроз несанкционированного и неправомерного воздействия посторонних лиц.
  3. Защита информационных прав и свобод личности (право на производство, распространение, поиск, получение, передачу и использование информации, право на ограничение доступа к информации, права на интеллектуальную собственность; права собственности на информационные ресурсы и на документированную информацию, на информационные системы и технологии) в информационной сфере в условиях информатизации.

Правовой элемент системы организации защиты информации на предприятии основывается на нормах информационного права и предполагает юридическое закрепление взаимоотношений фирмы и государства по поводу правомерности использования системы защиты информации, фирмы и персонала по поводу обязанности персонала соблюдать установленные меры защитного характера, ответственности персонала за нарушение порядка защиты информации. Этот элемент включает:

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

  • Обратиться за консультацией через форму.
  • Воспользоваться онлайн чатом в нижнем правом углу экрана.
  • Позвонить:
  • наличие в организационных документах фирмы, правилах внутреннего трудового распорядка, трудовых договорах, в должностных инструкциях положений и обязательств по защите конфиденциальной информации;
  • формулирование и доведение до сведения всех сотрудников положения о правовой ответственности за разглашение конфиденциальной информации, несанкционированное уничтожение или фальсификацию документов;
  • разъяснение лицам, принимаемым на работу, положения о добровольности принимаемых ими на себя ограничений, связанных с выполнением обязанностей по защите информации.

В числе основных подсистем защиты информации в правовом плане можно считать:

  1. установление на объекте режима конфиденциальности;
  2. разграничение доступа к информации;
  3. правовое обеспечение процесса защиты информации;
  4. четкое выделение конфиденциальной информации как основного объекта защиты.

Опираясь на государственные правовые акты на уровне конкретного предприятия (фирмы, организации), разрабатываются собственные нормативно-правовые документы, ориентированные на обеспечение информационной безопасности (правовые документы защиты информации).

К таким документам относятся:

  1. Политика Информационной безопасности.
  2. Положение о коммерческой тайне.
  3. Положение о защите персональных данных.
  4. Перечень сведений, составляющих конфиденциальную информацию.
  5. Инструкция о порядке допуска сотрудников к сведениям, составляющим конфиденциальную информацию.
  6. Положение о специальном делопроизводстве и документообороте.
  7. Обязательство сотрудника о сохранении конфиденциальной информации.
  8. Памятка сотруднику о сохранении коммерческой тайны.

Указанные нормативные акты направлены на предупреждение случаев неправомерного оглашения (разглашения) секретов на правовой основе, и в случае их нарушения должны приниматься соответствующие меры воздействия.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).