Правовые основы экологической сертификации

Принципиальное различие между этими мерами - в объекте:

  • объекты экспертизы - это всегда предпроектные, проектные и предплановые документы;
  • объекты экологической сертификации - готовая продукция.

Соответственно объектами экологической сертификации является новая техника, материалы, вещества. Включение товаров и услуг в перечень обязательной экологической сертификации в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" служит основанием для их отнесения к объектам обязательной государственной экологической экспертизы.

С помощью экологической сертификации решается ряд важнейших задач по обеспечению рационального использования природных богатств, охраны окружающей среды и здоровья людей от вредного воздействия экологически потенциально опасной продукции или услуг.

Экологическая сертификация способствует:

  • предупреждению появления на рынке и реализации экологически опасной продукции и услуг и соответственно предупреждению экологического и экогенного вреда;
  • внедрению экологически безопасных технологических процессов и оборудования;
  • производству экологически безопасной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, повышению ее качества и конкурентоспособности;
  • созданию условий для организации производств, отвечающих установленным экологическим требованиям;
  • совершенствованию управления хозяйственной и иной деятельностью;
  • предотвращению ввоза в страну экологически опасных продукции, технологий, отходов, услуг;
  • интеграции экономики страны в мировой рынок и выполнению международных обязательств.

Согласно Федеральному закону "О техническом регулировании" сертификация - форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров. Экологическая сертификация проводится уполномоченным органом для подтверждения соответствия объектов экологическим требованиям.

Особенностью правового регулирования экологической сертификации является то, что в новейшем экологическом законодательстве требования о ней предусмотрены в ряде актов:

  • ФЗ "О техническом регулировании" (является специальным законом в области сертификации, его положения в случае противоречия обладают большей юридической силой по сравнению с другими, более поздними ФЗ);
  • ФЗ "О защите прав потребителей";
  • ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения";
  • ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами";
  • ФЗ "Об охране окружающей среды" (в общем виде сформулированы положения об экологической сертификации).

В соответствии с Федеральным законом "О защите прав потребителей" обязательной сертификации подлежит товар (работа, услуга), в отношении которого законами или стандартами установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя, охрану окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья потребителя (ст. 7).

Федеральный закон "О техническом регулировании" является специальным законом в области сертификации и принят ранее названных законов и поэтому его положения в случае противоречия обладают большей юридической силой. В соответствии с ним подтверждение соответствия осуществляется в целях:

  • удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
  • содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
  • повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
  • создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Принципы подтверждения соответствия:

  1. доступности информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованным лицам;
  2. недопустимости применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов;
  3. установления перечня форм и схем обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в соответствующем техническом регламенте;
  4. уменьшения сроков осуществления обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;
  5. недопустимости принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации;
  6. защиты имущественных интересов заявителей, соблюдения коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при осуществлении подтверждения соответствия;
  7. недопустимости подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Сертификация, или подтверждение соответствия, на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.

Обязательное подтверждение соответствия

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:

  • принятия декларации о соответствии;
  • обязательной сертификации.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории Российской Федерации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится в случаях установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента.
Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
При этом форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска недостижения целей технических регламентов.

Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:

  • принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
  • принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Субъектом декларирования соответствия могут быть:

  • зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ на ее территории юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя;
  • либо являющиеся изготовителем или продавцом;
  • либо выполняющие функции иностранного изготовителя на основании договора с ним в части обеспечения соответствия поставляемой продукции требованиям технических регламентов и в части ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя).

Круг заявителей устанавливается соответствующим техническим регламентом.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов. Состав доказательственных материалов определяется соответствующим техническим регламентом.

Требования о содержании декларации о соответствии:

  • наименование и местонахождение заявителя;
  • наименование и местонахождение изготовителя;
  • информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;
  • наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;
  • указание на схему декларирования соответствия;
  • заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов;
  • сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;
  • срок действия декларации о соответствии;
  • иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения.


Оформленная по установленным правилам декларация о соответствии регистрируется федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию в течение трех дней. Срок ее действия определяется техническим регламентом.

Обязательная сертификация

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации. Проводится она на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Сертификат соответствия включает:

  • наименование и местонахождение заявителя;
  • наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;
  • наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;
  • информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;
  • наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;
  • информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;
  • информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов;
  • срок действия сертификата соответствия.

Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом.
Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Сертификаты соответствия подлежат включению единый реестр выданных сертификатов соответствия, который ведется федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию.

При проведении обязательной сертификации проводятся исследования (испытания) и измерения продукции. Эта работа выполняется аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) на условиях договоров с органами по сертификации. Органы по сертификации не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) сведения о заявителе.
Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) оформляет результаты исследований (испытаний) и измерений соответствующими протоколами, на основании которых орган по сертификации принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия.

Добровольное подтверждение соответствия

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров.

Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.
Добровольная сертификация проводится специальным органом, называемым в Законе системой добровольной сертификации.

Орган по сертификации:

  • осуществляет подтверждение соответствия объектов добровольного подтверждения соответствия;
  • выдает сертификаты соответствия на объекты, прошедшие добровольную сертификацию;
  • предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если применение знака соответствия предусмотрено соответствующей системой добровольной сертификации;
  • приостанавливает или прекращает действие выданных им сертификатов соответствия.

Система добровольной сертификации (орган по сертификации) может быть создана юридическим лицом и (или) индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями.
Система добровольной сертификации может быть зарегистрирована федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию.

Регистрация системы добровольной сертификации осуществляется в течение пяти дней с момента представления документов, предусмотренных настоящим пунктом для регистрации системы добровольной сертификации, в федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию. Порядок регистрации системы добровольной сертификации и размер платы за регистрацию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Плата за регистрацию системы добровольной сертификации подлежит зачислению в федеральный бюджет.

Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Порядок применения такого знака соответствия устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации. Применение знака соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем на добровольной основе любым удобным для заявителя способом в порядке, установленном национальным органом по стандартизации.

 


 

Юридические последствия экологической сертификации

Экологическая сертификация, т.е. установление соответствия продукции экологическим требования, предусмотренным техническим регламентом, имеет существенные юридически значимые последствия для производителя (продавца).

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в изложенном выше порядке маркируется знаком обращения на рынке. Маркировка таким знаком осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. И, наоборот, продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

Федеральным законом "О техническом регулировании" прямо не предусматривается вытекающее из последнего положения закономерное следствие - о запрете обращения на рынке продукции - автомобилей, ядохимикатов и т.п., - соответствие экологическим требованиям которой не установлено. Очевидно, однако, что так должно быть. В этом - смысл экологической сертификации. Косвенно это реализовано посредством установления обязанностей заявителя, т.е. физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия.

Заявитель обязан:

  1. обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;
  2. выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;
  3. указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;
  4. предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии);
  5. приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек либо действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;
  6. извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;
  7. приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

С учетом широкого участия юридических и физических лиц в Российской Федерации в международных экономических отношениях важное значение имеет обеспечение ввозимой экологически значимой продукции в страну установленным в техническим регламентах экологическим требованиям. Применительно у такой продукции принципиальным требованием обязательное подтверждение соответствия такой продукции является необходимым условием ее ввоза на территорию Российской Федерации.

Одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются в таможенные органы декларация о соответствии продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, или сертификат соответствия либо документы об их признании. Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утверждается Правительством РФ.

При этом в соответствии с международными договорами Российской Федерации могут быть признаны полученные за пределами территории Российской Федерации документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции.

В отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов за соблюдением требований технических регламентов осуществляется государственный контроль (надзор). Причем в отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.

Органы государственного контроля (надзора) вправе:

  • требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, или их копий;
  • осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов;
  • выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
  • принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;
  • приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;
  • привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
  • принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.

За нарушение требований технических регламентов, а также в случае неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля (надзора) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность (возмещает причиненный вред и принимает меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Устранение недостатков, а также доставка продукции к месту устранения недостатков и возврат ее приобретателям осуществляются изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и за его счет.

В Федеральном законе "О техническом регулировании" подчеркивается обязанность возместить вред и предупредить его причинение. Обратим внимание на то, что применительно к разнообразной экологической продукции (двигателям, автомобилям, производственным техническим объектам и т.п.) важно было урегулировать ответственность в данной сфере, к примеру, за необеспечение соблюдения экологических нормативов. В отношении транспортных средств, как правило, ставится вопрос не о причинении вреда, а о превышении установленных для них нормативов выброса, шума. И ответственность за это должна прежде всего быть возложена на изготовителя продукции.

Согласно Закону, если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения мероприятий, предусмотренных программой, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям убытки, возникшие в связи с отзывом продукции.

Закон предусматривает принудительный отзыв продукции. В случае невыполнения предписания органа государственного контроля (надзора) или невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией, а также иные лица, которым стало известно о невыполнении изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Добавить комментарий