Правовые основы экологической сертификации - Юридические последствия экологической сертификации

Содержание материала

 

Юридические последствия экологической сертификации

Экологическая сертификация, т.е. установление соответствия продукции экологическим требования, предусмотренным техническим регламентом, имеет существенные юридически значимые последствия для производителя (продавца).

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в изложенном выше порядке маркируется знаком обращения на рынке. Маркировка таким знаком осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. И, наоборот, продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

Федеральным законом "О техническом регулировании" прямо не предусматривается вытекающее из последнего положения закономерное следствие - о запрете обращения на рынке продукции - автомобилей, ядохимикатов и т.п., - соответствие экологическим требованиям которой не установлено. Очевидно, однако, что так должно быть. В этом - смысл экологической сертификации. Косвенно это реализовано посредством установления обязанностей заявителя, т.е. физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия.

Заявитель обязан:

  1. обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;
  2. выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;
  3. указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;
  4. предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии);
  5. приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек либо действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;
  6. извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;
  7. приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

С учетом широкого участия юридических и физических лиц в Российской Федерации в международных экономических отношениях важное значение имеет обеспечение ввозимой экологически значимой продукции в страну установленным в техническим регламентах экологическим требованиям. Применительно у такой продукции принципиальным требованием обязательное подтверждение соответствия такой продукции является необходимым условием ее ввоза на территорию Российской Федерации.

Одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются в таможенные органы декларация о соответствии продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, или сертификат соответствия либо документы об их признании. Порядок ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утверждается Правительством РФ.

При этом в соответствии с международными договорами Российской Федерации могут быть признаны полученные за пределами территории Российской Федерации документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции.

В отношении продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации исключительно в части соблюдения требований соответствующих технических регламентов за соблюдением требований технических регламентов осуществляется государственный контроль (надзор). Причем в отношении продукции государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.

Органы государственного контроля (надзора) вправе:

  • требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии или сертификата соответствия, или их копий;
  • осуществлять мероприятия по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов;
  • выдавать предписания об устранении нарушений требований технических регламентов в срок, установленный с учетом характера нарушения;
  • принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;
  • приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;
  • привлекать изготовителя (исполнителя, продавца, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации;
  • принимать иные предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в целях недопущения причинения вреда.

За нарушение требований технических регламентов, а также в случае неисполнения предписаний и решений органа государственного контроля (надзора) изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность (возмещает причиненный вред и принимает меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Устранение недостатков, а также доставка продукции к месту устранения недостатков и возврат ее приобретателям осуществляются изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) и за его счет.

В Федеральном законе "О техническом регулировании" подчеркивается обязанность возместить вред и предупредить его причинение. Обратим внимание на то, что применительно к разнообразной экологической продукции (двигателям, автомобилям, производственным техническим объектам и т.п.) важно было урегулировать ответственность в данной сфере, к примеру, за необеспечение соблюдения экологических нормативов. В отношении транспортных средств, как правило, ставится вопрос не о причинении вреда, а о превышении установленных для них нормативов выброса, шума. И ответственность за это должна прежде всего быть возложена на изготовителя продукции.

Согласно Закону, если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения мероприятий, предусмотренных программой, изготовитель (продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) обязан незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям убытки, возникшие в связи с отзывом продукции.

Закон предусматривает принудительный отзыв продукции. В случае невыполнения предписания органа государственного контроля (надзора) или невыполнения программы мероприятий по предотвращению причинения вреда орган государственного контроля (надзора) в соответствии с его компетенцией, а также иные лица, которым стало известно о невыполнении изготовителем (продавцом, лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя) программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции.

1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 "О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан"

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 "О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)"

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 "О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов"

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).